Программа, методологические основания и методы исследования

В данной работе проведено эмпирическое исследование различий профессиональной мотивации представителей гуманитарных и технических профессий.

Цель эмпирического исследования – выявление различий в структуре профессиональной мотивации представителей профессий технической и гуманитарной направленности.

Задачи эмпирического исследования:

  1. Изучение ведущих мотивов профессиональной деятельности представителей профессий технической и гуманитарной направленности;
  2. Изучение общей направленности личности представителей профессий технической и гуманитарной направленности;
  3. Изучение смысложизненных ориентаций представителей профессий технической и гуманитарной направленности;
  4. Изучение различных аспектов удовлетворенности трудом как показателей степени реализации потребностей и мотивов личности в сфере профессиональной деятельности;
  5. Исследование взаимосвязей между перечисленными характеристиками;
  6. Сравнение и анализ различий в структуре профессиональной мотивации представителей профессий технической и гуманитарной направленности.

На основании теоретического анализа были построены две гипотезы эмпирического исследования:

  1. В структуре профессиональной мотивации представителей профессий гуманитарной направленности в большей мере присутствуют социальные мотивы в сравнении со структурой профессиональной мотивации представителей технических профессий.
  2. Структура профессиональной мотивации зависит от индивидуально-психологических характеристик личности.

В основу эмпирического исследования заложены общенаучные методологические принципы и специальные методологические принципы, характерные для социальной психологии:

  1. Принцип детерминизма. Заключается в постулировании причинной обусловленности всех явлений.
  2. Принцип системности. Заключается в понимании явлений как находящихся в четкой взаимосвязи друг с другом и являющихся элементами единой системы. Каждое явление нельзя рассматривать вне его взаимодействия с другими явлениями, оказывающими влияние на данное явление.
  3. Принцип диалектичности. Данный принцип сформулирован Ф.Энгельсом и заключается в понимании любого нового качества объекта как следствия перестройки его внутренней структуры, вызванной требованиями взаимодействия. В процессе эволюции любого многоуровневого образования каждый последующий уровень возникает на основе предыдущего и преобразует его, оставляя за ним определенную роль в регуляции жизнедеятельности.
  4. Принцип единства сознания и деятельности – сформулирован С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и Л.С. Выготским и констатирует взаимосвязь и взаимообусловленность сознания и деятельности: сознание, с одной стороны, формируется, с другой – проявляется в деятельности. Деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием ее адекватного выполнения.
  5. Принцип социально-психологического детерминизма. Принцип психологического детерминизма сформулирован С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым и преобразует общенаучный принцип детерминизма применительно к психологической науке: внешнее воздействие преломляется через психику человека и только после этого влияет на его реакции и поведение. Принцип социально-психологического детерминизма предполагает причинно-следственную связь между психологическими явлениями и внешними социально-психологическими воздействиями, преломленными через психику человека.

Таким образом, исходя из перечисленных методологических принципов, в основу данной работы были заложены следующие концепции:

  1. Поскольку профессиональная мотивация является компонентом направленности личности как системы всех побуждений и регуляторов поведения и деятельности, характерных для данной личности, мотивы профессиональной деятельности связаны с ее потребностями, интересами, ценностями и другими составляющими направленности личности.
  2. Профессиональная мотивация формируется на основе имеющихся у данной личности потребностей и мотивов, возникших на более ранних этапах индивидуального развития. Ведущие мотивы профессиональной деятельности отражают общую направленность личности субъекта.
  3. Профессиональная мотивация формируется и проявляется в процессе деятельности и общения человека с другими людьми.
  4. Профессиональная мотивация является одним из внутренних факторов, через которые преломляются внешние воздействия, связанные с выбором профессии, выбором места работы и осуществлением профессиональной деятельности.

Исследование проводилось на следующей эмпирической базе: 34 представителя технических профессий и 30 представителей гуманитарных профессий – всего 64 человека (принцип выборки – случайный).

Далее: Методики исследования