Методики исследования

В соответствии с целью и задачами работы, для эмпирического исследования различий в структуре профессиональной мотивации представителей профессий технической и гуманитарной направленности были подобраны следующие методики.

Для диагностики структуры профессиональной мотивации испытуемых применялся тест Герцберга, содержащий 27 вопросов, к каждому из которых прилагается два варианта ответов и 5 баллов, которые необходимо распределить между данными вариантами ответов в зависимости от соотношения субъективной степени согласия с каждым из них (5 и 0; 4 и 1; 3 и 2; 2 и 3; 1 и 4; 0 и 5). Обработка результатов данного теста осуществляется путем начисления баллов по следующим шкалам:

  • Финансовые мотивы;
  • Общественное признание;
  • Отношения с руководством;
  • Сотрудничество в коллективе
  • Ответственность работы;
  • Карьера, продвижение по службе;
  • Достижение личного успеха;
  • Содержание работы.

Первые четыре группы перечисленных факторов, согласно концепции Герцберга, относятся к числу гигиенических факторов (факторов неудовлетворенности трудом), последующие четыре группы – к числу факторов-мотиваторов (факторов удовлетворенности трудом).

Для диагностики общей направленности личности применялась методика «Ориентационная анкета», содержащая 27 вопросов, на каждый из которых испытуемым необходимо выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Обработка результатов по данному тесту осуществляется в соответствии с ключом путем начисления баллов по шкалам: направленность на себя, направленность на взаимоотношения, направленность на задание. По преобладающему количественному значению определяется общая направленности личности респондента.

Для диагностики смысложизненных ориентаций испытуемых применялся тест «Смысложизненные ориентации (СЖО)», разработанный Д.Крамбо и Л.Махолик и адаптированный К.Муздыбаевым и Д.А.Леонтье-вым. Тест содержит 20 пар утверждений, и респонденту необходимо вначале выбрать наиболее подходящее лично для него утверждение в данной паре, а затем отметить степень выраженности своего согласия с данным утверждением по шкале семантического дифференциала. По результатам тестирования подсчитывается число баллов по следующим шкалам:

  1. Цели в жизни (их наличие либо отсутствие);
  2. Процесс жизни (степень выраженности эмоциональной насыщенности и интереса в жизни);
  3. Результативность жизни (удовлетворенность самореализацией);
  4. Локус контроля – Я (наличие либо отсутствие веры в свои силы);
  5. Локус контроля – жизнь (наличие либо отсутствие веры в возможность управлять своей жизнью).

Для диагностики удовлетворенности респондентов трудом применялся опросник для изучения привлекательности труда «ПТР-1» [21, с.448-455], состоящий из 56 утверждений. Испытуемым предлагается оценить степень своего согласия с перечисленными утверждениями по 10-балльной шкале: в I части задания – по отношению к своей работе как она есть, во II части задания – по отношению к идеальной, желаемой работе. По итогам обработки результатов вычисляются показатели по 14-ти шкалам:

  1. Потребность в творческой и интересной работе;
  2. Потребность в благоприятных условиях труда;
  3. Потребность в теплых и доверительных отношениях в коллективе;
  4. Потребность в признании, в личном авторитете;
  5. Потребность в собственном развитии;
  6. Потребность в личном материальном и социальном обеспечении;
  7. Потребность в принципиальных и требовательных взаимоотношениях в коллективе;
  8. Потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива;
  9. Потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива;
  10. Потребность в хорошей организации труда;
  11. Потребность в производственных успехах всех членов коллектива;
  12. Утилитарная потребность;
  13. Потребность в общественном признании личного вклада и важноси работы коллектива в целом;
  14. Потребность в общении как «по вертикали», так и «по горизонтали».

Путем анализа различий в ответах респондентов, данных в I и II части задания, определяется уровень привлекательности труда (удовлетворенности трудом) как в различных его аспектах, так и в целом.

Для диагностики отношения респондентов к труду в различных его аспектах автором данной работы была составлена анкета (приложение 4), состоящая из 25 вопросов, направленных на выявление особенностей отношения испытуемых к работе: отношение человека к материальным условиям, зарплате, удовлетворенность собой, коллективом и т.п.

Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась в компьютерных программах MicroSoft Excel и SPSS 13.0 путем вычисления средних значений и стандартных отклонений по всем шкалам методик, применения корреляционного анализа и анализа различий средних значений в группах респондентов по Т-критерию Стьюдента.

Первичные результаты эмпирического исследования представлены в приложении 1; результаты статистической обработки – в приложениях 2 и 3.

Далее: Структура профессиональной мотивации респондентов