Выводы

Проведенный в данной работе эмпирический анализ факторов неуспеваемости студентов позволяет сформулировать следующие основные выводы. Согласно результатам корреляционного анализа и статистического анализа различий средних показателей изучаемых переменных в группах неуспевающих и успевающих студентов:

  1. К внешним факторам неуспеваемости студентов относятся:
    • Низкий уровень адаптации к процессу и условиям обучения;
    • Низкий уровень средней успеваемости в студенческой группе;
    • Высокая частота употребления спиртных напитков.
  2. К внутренним факторам неуспеваемости студентов относятся:
  • Низкий уровень способностей к обучению;
  • Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка;
  • Выраженная слабость нервных процессов;
  • Низкая интенсивность учебной мотивации, обусловленная:
    • Неудовлетворенностью выбором специальности;
    • Направленностью личности на себя (эгоистическая мотивация, мотивация индивидуализации, материальная мотивация, мотивация на развлечения);
    • Отсутствием направленности на деятельность (пессимистическая мотивация, отсутствие потребности в достижениях, отсутствие познавательной потребности, отсутствие установки на преодоление препятствий);
    • Отсутствием направленности на других (низкий уровень альтруистической мотивации, отсутствие мотивации поддерживать других, мотивация негативного отношения к людям).

Существование перечисленных закономерностей, выявленное эмпирическим путем, подтверждает результаты теоретического анализа. Выдвинутые на основе теоретического анализа предположения о том, что на успеваемость студентов влияют такие внешние факторы, как степень адаптации студентов к учебной группе и совмещение учебы с выполнением трудоемкой внеучебной деятельности, и такие внутренние факторы, как способность студентов к самоорганизации учебной деятельности, физическое состояние студентов, подвижность нервных процессов, не подтвердились.

  1. По результатам факторного анализа выявлено 4 типичных категории неуспевающих студентов, для каждой из которых характерен уникальный комплекс причин неуспеваемости. Однако интерпретация полученных данных приводит к выводу о том, что для двух из этих категорий неуспевающих студентов ведущей причиной неуспеваемости является недостаточность учебной мотивации и для двух категорий – низкая способность к обучению. То, что недостаточность учебной мотивации и низкая способность к обучению являются основными причинами неуспеваемости студентов, подтверждается и тем, что между данными переменными и успеваемостью студентов обнаружены наиболее тесные корреляционные связи. Полученные результаты частично подтверждают основную гипотезу исследования.

Таким образом, согласно результатам проведенного эмпирического исследования, наиболее значимыми факторами неуспеваемости студентов являются внутренние факторы, а именно недостаточность учебной мотивации и низкая способность к обучению.

Далее: Рекомендации