Введение

Актуальность темы. Происходящие в настоящее время в российском обществе кризисные явления привели к обострению социальной проблематики, в том числе проблем, связанных с учащейся молодежью. Необходимость получения молодежью профессионального образования, актуализации ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизнедеятельности требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения и вызывает необходимость создания гарантированной системы защиты и поддержки учащейся молодежи [28].

В настоящее время в среднем по стране на последнем курсе учатся около 70% молодых людей, зачисленных на I курс [5], т.е. остальные 30% студентов, поступивших в вузы, отчисляются, не завершив обучение. Одной из наиболее частых причин отсева студентов является их низкая успеваемость. Следовательно, в результате низкой успеваемости многие студенты лишаются возможности получить высшее образование.

Низкий уровень успеваемости тех студентов, которые, тем не менее, оканчивают высшие учебные заведения, приводит к тому, что такие студенты обладают недостаточными знаниями, умениями и навыками для последующего осуществления профессиональной деятельности по своей специальности. В связи с этим страдает качество их работы.

Проблемная ситуация. Несмотря на актуальность изучаемой проблемы и наличие большого числа значимых негативных последствий низкой успеваемости студентов, в настоящее время в нашей стране социальная работа с неуспевающими студентами практически нигде не осуществляется.

Разработанность темы. В современной научной литературе можно найти лишь разрозненные сведения о проблеме неуспеваемости студентов. В некоторых источниках рассматриваются отдельные факторы или группы факторов, обусловливающих неуспеваемость студентов [1, 3, 6, 7 и др.], однако комплексных исследований по данной теме в отечественной науке не проводилось.

Методы исследования: анкетирование, тестирование.

Научная новизна и теоретическая значимость данной работы состоят в ее предмете: в современной отечественной науке комплексных исследований факторов, влияющих на успеваемость студентов, еще не проводилось.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применять полученные результаты и рекомендации в социальной работе с неуспевающими студентами.

Объект исследования: студенты высших учебных заведений г. Иваново.

Предмет исследования: факторы неуспеваемости студентов.

Цель: изучение факторов, влияющих на успеваемость студентов, и степени значимости каждого из них для разработки рекомендаций, направленных на повышение успеваемости студентов.

Задачи:

  1. Теоретический анализ проблемы неуспеваемости студентов, прежде всего, изучение факторов неуспеваемости лиц, обучающихся в вузах.
  2. Изучение влияния на успеваемость студентов следующих факторов:
    • Степени адаптации студента к процессу и условиям обучения, к учебной группе на I курсе;
    • Средней успеваемости студентов группы (феномен сообучения);
    • Наличия существенной дополнительной нагрузки, внеучебной деятельности;
    • Употребления алкогольных напитков;
    • Физического и психологического состояния;
    • Способностей;
    • Самооценки;
    • Свойств нервных процессов студента;
    • Особенностей саморегуляции учебной деятельности;
    • Особенностей учебной мотивации.
  3. Разработка классификации неуспевающих студентов в соответствии с результатами эмпирического исследования на основании преобладающих факторов неуспеваемости.

Основная гипотеза: Существуют несколько категорий неуспевающих студентов, различающихся по причинам неуспеваемости. Наиболее распространенными категориями неуспевающих студентов являются:

  • Студенты, низкий уровень успеваемости которых обусловлен недостаточностью мотивации учебной деятельности или неадекватностью ее структуры;
  • Студенты, неуспеваемость которых связана с низким уровнем развития способностей к учебной деятельности;
  • Студенты, низкий уровень успеваемости которых обусловлен недостатками саморегуляции учебной деятельности.

Далее: Основные понятия