Внешние факторы успеваемости студентов

Влияние факторов, связанных с особенностями организации процесса обучения, на успеваемость студентов. В рамках данной группы факторов изучалось влияние на успеваемость студентов особенностей их адаптации на первом курсе к условиям обучения и студенческой группе и феномен сообучения.

По результатам корреляционного анализа, осуществленного по показателям всей выборки респондентов, не выявлено статистически значимых связей между уровнем успеваемости студентов и степенью их адаптации на первом курсе как к условиям обучения, так и к студенческой группе (r=0,18 и r=-0,09 соответственно; в обоих случаях уровень значимости коэффициента корреляции р>0,05). Следовательно, степень адаптации студентов на первом курсе как к условиям обучения, так и к студенческой группе не оказывает значимого влияния на успеваемость студентов в течение всех курсов обучения: успешность обучения студентов, легко адаптировавшихся на первом курсе, и студентов, адаптировавшихся с трудом, в среднем одинакова.

Коэффициенты корреляции показателей успеваемости студентов и степени адаптации к организационным и социально-психологическим условиям обучения, вычисленные только в группе студентов первых курсов, принявших участие в исследовании (n=26; р=0,05 при r=0,39), так же не достигают уровня статистической значимости (r=0,35 и r=0,13 соответственно; в том и другом случае р>0,05). Однако коэффициент корреляции между уровнем успеваемости и степенью адаптации студентов к процессу и условиям обучения близок к значимому: связь между этими показателями существует на уровне тенденции. Следовательно, в некоторых случаях успешность адаптации студентов-первокурсников к процессу и условиям обучения в вузе оказывает прямое влияние на успешность их обучения: студенты-первокурсни-ки, легко адаптировавшиеся к организационным особенностям обучения в вузе, характеризуются более высокой успеваемостью, чем студенты-перво-курсники, адаптация которых происходила с трудом.

Таким образом, адаптация студентов на первом курсе к учебной группе, согласно результатам корреляционного анализа, не оказывает значимого влияния на их успеваемость. Связь между адаптацией студентов на первом курсе к условиям и процессу обучения и успеваемостью существует лишь на уровне тенденции и только у студентов-первокурсников.

По-видимому, на успеваемость студентов влияет лишь текущий уровень адаптации к процессу и условиям обучения в вузе, поэтому связь между уровнем адаптации в данном аспекте и успеваемостью студентов проявилась лишь в отношении студентов-первокурсников. То, что связь обнаружилась только на уровне тенденции, вероятно, объясняется тем, что исследование проводилось в конце учебного года, когда у многих студентов-первокурсни-ков процесс адаптации уже завершился, и предшествующая дезадаптация перестала оказывать влияние на успешность их обучения.

Отсутствие связи между успеваемостью студентов и уровнем их социально-психологической адаптации к учебной группе, по-видимому, обусловлено разграничением, относительной независимостью особенностей общения в группе и учебной деятельности студентов, представляющих собой различные сферы активности студентов. Активность студента может быть эффективна в одной из этих сфер и неэффективна в другой, либо эффективна или неэффективна в обоих сферах. Можно предположить, что на уровень адаптации студентов к учебной группе и непосредственно к процессу и условиям обучения в вузе влияют различные факторы.

По результатам статистического анализа различий средних значений степени адаптации к учебной группе на первом курсе в группах неуспевающих и успевающих студентов так же не выявлено значимых различий (р>0,05). Однако выявлены значимые различия средних показателей успешности адаптации на первом курсе к процессу и условиям обучения в группах успевающих и неуспевающих студентов (р=0,02): средний показатель адаптации в группе неуспевающих студентов (2,2 балла) значимо ниже среднего показателя адаптации успевающих студентов (2,5 баллов). Следовательно, адаптация неуспевающих студентов к процессу и условиям обучения в вузе на первом курсе в среднем происходила сложнее, чем адаптация успевающих студентов, несмотря на отсутствие значимой линейной связи между данными показателями. Таким образом, низкий уровень адаптации студентов к процессу и условиям обучения в вузе все же относится к числу факторов неуспеваемости студентов.

По результатам корреляционного анализа выявлена статистически значимая прямая связь между успеваемостью респондентов и средней успеваемостью в студенческих группах, к которым они принадлежат (r=0,40, р<0,01). Следовательно, на успеваемость студента оказывает существенное влияние средняя успеваемость других студентов, обучающихся в его группе: чем лучше учатся в среднем студенты всей группы, тем больше вероятность того, что студент, обучающийся в данной группе, будет успевающим, и наоборот, если группа студентов является неуспевающей, то она оказывает неблагоприятное влияние на успеваемость каждого студента.

Существование данной закономерности подтверждается результатами статистического анализа с применением Т-критерия Стьюдента: в группе неуспевающих студентов средний показатель успеваемости учебных групп (2,0 баллов) значимо ниже, чем в группе успевающих студентов (2,5 баллов, р=0,001).

Таким образом, результаты проведенного исследования полностью подтверждают существование «феномена сообучения», рассмотренного в первой главе данной работы.

Влияние социально-бытовых факторов на успеваемость студентов. В рамках данной группы факторов изучалось влияние на успеваемость студентов наличия либо отсутствия в жизни студента существенной нагрузки вне учебного заведения, а также употребления алкогольных напитков.

По результатам корреляционного анализа не выявлено значимых связей между успеваемостью студентов и совмещением обучения в вузе с выполнением трудоемкой внеучебной деятельности, а именно наличием работы (r=-0,04, p>0,05) и необходимостью выполнять трудоемкие обязанности в семье, такие как уход за ребенком, за больным членом семьи и т.п. (r=0,08, p>0,05). Аналогичным образом, по Т-критерию Стьюдента не выявлено значимых различий средних показателей величины нагрузки на работе (р>0,05) и в семье (р>0,05) в группах успевающих и неуспевающих студентов.

Следовательно, совмещение учебы с работой или выполнением трудоемких обязанностей в семье, вопреки результатам теоретического анализа не является значимым фактором, влияющим на успеваемость студентов. И студенты, занимающиеся только учебой, и студенты, совмещающие учебу с работой или выполнением трудоемких обязанностей в семье, могут учиться с различным уровнем успеваемости. Очевидно, что совмещать учебу с выполнением какой-либо трудоемкой внеучебной деятельности сложнее, чем заниматься только учебой, но результаты проведенного исследования говорят о том, что студенты, имеющие дополнительную нагрузку, вполне могут быть успевающими, а студенты, занимающиеся только учебой, – неуспевающими. Таким образом, данный фактор по значимости уступает другим факторам, оказывающим более сильное влияние на успеваемость студентов.

По результатам корреляционного анализа выявлена значимая обратная связь между успеваемостью студентов и частотой употребления ими алкогольных напитков (r=-0,22, p<0,05). Следовательно, чем чаще студенты употребляют спиртные напитки, тем ниже уровень их успеваемости. Однако данная связь не отразилась на результатах статистического анализа различий в группах успевающих и неуспевающих студентов (р>0,05): частота употребления алкоголя в обеих группах в среднем одинакова. Т.е. не все неуспевающие студенты часто употребляют спиртные напитки.

Вывод. Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что к числу внешних факторов, влияющих на успеваемость студентов, относятся средний уровень успеваемости учебной группы («феномен сообучения»: прямая связь) и частота употребления алкогольных напитков (обратная связь). Кроме того, обнаружена тенденция к прямой связи между степенью адаптации студентов-первокурсников к процессу и условиям обучения в вузе и уровнем их успеваемости. Внешними факторами неуспеваемости студентов являются:

  1. Низкий уровень адаптации к процессу и условиям обучения на I курсе;
  2. Низкий уровень средней успеваемости в студенческой группе;
  3. Высокая частота употребления спиртных напитков.

Перечисленные взаимосвязи, выявленные эмпирическим путем, подтверждают результаты теоретического анализа.

Напротив, не подтвердились выдвинутые на основе теоретического анализа предположения о том, что на успеваемость студентов влияют степень адаптации студентов к учебной группе и совмещение учебы с выполнением трудоемкой внеучебной деятельности.

Далее: Результаты исследования внутренних факторов успеваемости студентов