Зависимость успеваемости студентов от социально-демографических характеристик

В проведенном исследовании фиксировались следующие социально-демографические характеристики респондентов: пол, возраст, курс обучения, семейное положение и количество детей. Кроме того, рассматривались место жительства в школьные годы (и, в связи с этим, наличие либо отсутствие факта переезда на место учебы), величина населенного пункта, в котором осуществлялось развитие личности респондентов в школьные годы, и условия проживания испытуемых на момент исследования.

В группах успевающих и неуспевающих студентов не выявлено статистически значимых различий средних показателей ни по одному из перечисленных параметров (во всех случаях р>0,05). Следовательно, успевающие и неуспевающие студенты не отличаются существенно ни по полу, ни по возрасту, ни по другим социально-демографическим характеристикам.

Однако по результатам корреляционного анализа выявлены значимые прямые связи между успеваемостью студентов и их возрастом и курсом обучения (r=0,20, p=0,05 и r=0,21, р<0,05 соответственно). Следовательно, по мере взросления студентов и их перехода от курса к курсу уровень успеваемости повышается.

Возможно, существование такой закономерности объясняется тремя причинами. Во-первых, относительно низкая успеваемость студентов младшего возраста и начальных курсов в сравнении с успеваемостью студентов более старшего возраста и старших курсов может быть связана с трудностями адаптации юных студентов младших курсов к процессу и условиям обучения, которые, как выяснилось по результатам проведенного исследования, оказывают неблагоприятное воздействие на успеваемость студентов. Во-вторых, возможно, что студенты с выраженной неуспеваемостью отчисляются из вузов на первых курсах обучения, и на старших курсах остаются только успевающие и относительно успевающие студенты, с чем и связана их более высокая в среднем успеваемость. И в-третьих, возможно, что по мере взросления и перехода от курса к курсу у большинства студентов возрастает уровень ответственности, сознательного отношения к учебе, в связи с которым увеличивается средняя успеваемость на старших курсах и в более старшем возрасте.

Выявлена также значимая обратная связь между уровнем успеваемости студентов и наличием детей (r=-0,21, р<0,05). Из этого следует, что студенты, имеющие детей, учатся в среднем хуже студентов, не имеющих детей, однако, поскольку в проведенном исследовании участвовали только 2 респондента, имеющие детей, полученные данные нельзя считать надежными. Для изучения влияния наличия у студентов детей на их уровень успеваемости требуется дополнительное исследование.

Таким образом, социально-демографические характеристики не оказывают значимого влияния на успеваемость студентов: девушки и юноши, лица, не состоящие и состоящие в браке, студенты из сельской местности и больших городов, местные и не местные, живущие в общежитии и в собственной квартире и т.п. – все могут с равной вероятностью быть как успевающими, так и не успевающими студентами. Успеваемость студентов зависит от других факторов.

Исключение составляют возраст респондентов и курс обучения: по мере взросления студентов и перехода от курса к курсу уровень их успеваемости в среднем увеличивается.

Далее: Классификация неуспевающих студентов