Внешние социально-бытовые факторы успешности обучения

На степень успешности обучения студента влияют и особенности его жизнедеятельности вне стен высшего учебного заведения, как сопровождающие процесс обучения, так и предшествующие его началу.

В числе внешних социально-бытовых факторов, влияющих на успеваемость студентов, особое значение приобретают те особенности жизнедеятельности студента, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на посещаемость данным студентом учебных занятий и бюджет его времени. Процесс обучения в высшем учебном заведении требует больших временных затрат на посещение лекций, семинаров и т.п. и на самостоятельную работу студента; и в тех случаях, когда студент по тем или иным причинам уделяет недостаточно времени процессу обучения, его успеваемость снижается [22].

Одной из наиболее важных групп факторов, влияющих на бюджет времени студентов, являются семейные обстоятельства, такие как семейное положение, необходимость ухода за больным родственником, трудности, связанные с рождением ребенка и уходом за ним, и др. [5].

В данной группе факторов выделяются трудности совмещения обучения в вузе и осуществления ухода за ребенком. При появлении детей у студентов «многократно возрастает нагрузка, что требует мобилизации всех духовных и физических сил. Около половины молодых матерей вынуждены уйти в академический отпуск. … 21,6% опрошенных прямо указали, что не могут успешно сочетать обязанности матери и студентки и подумывают об уходе из вуза» [5]. Таким образом, совмещение учебы и ухода за ребенком или больными членами семьи может стать причиной снижения успеваемости студентов.

Многие семейные студенты, а также не состоящие  в браке студенты, сталкивающиеся с необходимостью улучшить свое материальное положение, вынуждены совмещать учебу с работой. Работа занимает значительную часть времени таких студентов, зачастую в ущерб времени, затрачиваемому на обучение. «На успеваемость студента работа либо практически не влияет, либо влияет отрицательно. Последнее касается тех специальностей, где учебные программы насыщены лабораторными и практическими занятиями, которые можно успешно выполнить лишь в самом вузе или в хорошо оснащенном НИИ соответствующего профиля» [6]. Следовательно, одной из причин низкой успеваемости студентов может быть необходимость совмещения учебы и работы.

В литературе имеются данные о том, что к снижению уровня успеваемости приводит регулярное употребление студентами спиртных напитков [19], оказывающее неблагоприятное влияние на функционирование психических процессов и занимающее определенную долю времени студентов.

Социальные условия жизнедеятельности студентов, преимущественно предшествующие началу обучения в вузе, могут оказывать влияние на успеваемость студентов опосредованно, оказывая воздействие на формирование отношения студентов к учебной деятельности [25].

Таким образом, причинами низкой успеваемости студентов вузов могут быть факторы, связанные с необходимостью тратить значительную часть времени и сил на осуществление других видов деятельности: выполнение семейных обязанностей, реализацию профессиональной деятельности и т.п. К снижению уровня успеваемости приводит также регулярное употребление алкоголя и безответственное отношение к учебной деятельности, сформированное под влиянием предшествующих или текущих социальных факторов.

Далее: Внутренние факторы успеваемости студентов