Социальная работа с неуспевающими студентами

Подавляющему большинству неуспевающих студентов требуется специально организованная психолого-педагогическая помощь и поддержка. Однако социальная работа с неуспевающими студентами может быть эффективной только в том случае, если диапазон этой помощи и ее характер соответствует особенностям данной категории неуспевающих студентов [10; 12].

Социальная работа со студентами, низкий уровень успеваемости которых обусловлен недостатками мотивации учебной деятельности, должна начинаться еще на этапе профориентации школьников и отборе поступающих в вузе, поскольку профилактика допущения ошибок в выборе профессии является в высшей степени целесообразной: «такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности» [16].

Поскольку данная категория неуспевающих студентов является наиболее многочисленной, именно ей следует уделять наибольшее внимание в процессе осуществления социальной работы с неуспевающими студентами.

На этапе непосредственно обучения в вузе Н.И. Томашевский и соавторы предлагают следующие методы социальной работы со студентами, характеризующимися низким уровнем успеваемости по причинам, связанным с недостатками мотивации обучения [27]:

  1. Выявлять интересы, склонности и внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанной с удовлетворением потребностей.
  2. Проводить психолого-педагогическую коррекцию мотивов для успешного усвоения учебного материала дисциплин будущей профессии.
  3. Использовать в обучении современные технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, осуществляя в учебном процессе компетентностно рефлексивные подходы.
  4. Осуществляя принцип мотивационного обеспечения образовательной деятельности, инициировать преподавательскую и учебную студенческую рефлексию, направленную на осмысление и осознание своей деятельности.

Д.В. Теленков [25] рекомендует применять следующие меры повышения мотивации учебной деятельности данной категории неуспевающих студентов:

  1. Стимулировать мотивацию получения удовольствия от процесса обучения;
  2. Стимулировать удовлетворенность учебными результатами.

Для этого он предлагает применять следующие приемы:

  • Учет индивидуально-психологических особенностей личности, ее потребностей, мотивов, интересов (особое внимание должно быть уделено доминирующей потребности или мотиву);
  • Постоянное повышение уровня притязаний, развитие «здорового честолюбия», воспитание нацеленности на успех;
  • Включение в старые мотивы новых стимулов;
  • Программирование деятельности, построение «лестницы целей» (последовательных шагов на пути достижения большой цели);
  • Афиширование реально достигнутых в деятельности результатов;
  • Применение метода соревнования – например, вести график личных достижений, стимулирование конкуренции;
  • Использование механизма самоанализа (например, студентам полезно вести подробный «список достижений», в котором нужно отмечать все свои «взлеты» и «падения», анализировать их причины);
  • Применение метода положительного подкрепления (вознаграждение за эффективную работу);
  • Использование мысленного представления желаемого;
  • Соблюдение принципа постоянного повышения уровня сложности целей;
  • Применение «ситуаций успеха» в деятельности студентов;
  • Правильный отбор содержания учебного материала, не вызывающий недогрузку или перегрузку студентов;
  • Учет фактора личных отношений со студентом со стороны преподавателя и тренера (хорошие отношения являются стимулом к деятельности);
  • В процессе деятельности нужно стремиться вызывать у учащихся эмоции удовлетворения, интереса, радости, азарта;
  • Работу по подведению итогов нужно организовать так, чтобы студенты могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями.

Ю.М. Орлов рекомендует следующие методы стимулирования мотивации обучения студентов [15]:

  1. Стимулирование успехом через возбуждение потребности в достижениях, через оценку личной определенности результатов деятельности и включение студента в систему далеких профессиональных целей, через воспитание соответствующих мотивов до­стижения;
  2. Стимулирование новизной, созданием проблемных си­туаций, возбуждающих познавательную потребность, ситу­аций, в которых удовлетворяется потребность студентов в целостной, непротиворечивой и логически обоснованной картине мира;
  3. Формирование удовлетворенности учением, снижения трудности учения через актуализацию аффилиативной тенденции студента;
  4. Стимулирование учения через потребность в самоутверждении, чувство первенства, стимулирование ответственностью и возбужде­нием мотивов, соответствующих мотивационному синдрому потреб­ности в доминировании;
  5. Стимулирование учения путем снижения тревоги в учебной ситуации, формирование чувства уверенности, самоуважения и до­стоинства, ослабление страха неудачи, беспокойства доступными в настоящее время методами, включая совершенствование мастерства общения преподавателей и ориен­тации их на повышение эффективности учения положительными стимулами, а не воздействиями, возбуждающими защитную моти­вацию.

Поскольку наибольшее количество отчислений осуществляется на первом курсе обучения в вузах, для повышения эффективности учебной деятельности М.В. Буланова-Топоркова [5] рекомендует применять следующие методы повышения адаптации студентов-первокурсников:

  1. Беседы, направленные на снятие у части студентов состояний неуверенности, повышенного беспокойства. В ходе изучения студентов выясняется, что некоторые из них начинают переживать ситуацию провала экзамена еще задолго до сессии. Причем такие состояния нередко возникают и у ответственных, много работающих, по отзывам преподавателей, студентов. Тревожные мысли о возможном провале возникают у них в самых различных ситуациях. Такие состояния отвлекают от учебы, мешают собраться, сосредоточиться, лишают студентов уверенности в себе, в своих возможностях. Такие беседы следует проводить задолго до сессии.
  2. Поощрение, подбадривание в ситуации экзаменов студентов с высокой неуверенностью в себе, снятие перед экзаменом состояния страха, который снижает их возможности, сковывает память, мышление; перед экзаменами таких студентов надо поощрить, вселить уверенность в своих силах. У ряда слабоуспевающих студентов в ситуации экзамена наблюдается ухудшение внимания, памяти, мышления (таких студентов можно выявлять по данным самооценок), их возможности резко снижаются, знания забываются. Преподаватели оценивают таких обучающихся прежде всего по результатам их деятельности, не учитывая их состояние. По этой причине бывают низкие оценки в действительности способных студентов.
  3. Беседы, направленные на преодоление излишней уверенности в себе (понижение уровня самооценки). В среде средних и даже слабых студентов есть категория лиц, явно переоценивающих свои возможности. У них нет ни выраженных сильных сторон, ни выраженного интереса к учебе. В процессе общения с ними необходимо попытаться сформировать у них здоровую озабоченность перед предстоящей сессией, критичность по отношению к собственным возможностям, проиллюстрировать на ситуациях их учебной деятельности отсутствие у них оснований для высокой самооценки и чувства успокоенности.
  4. Информирование контингента первокурсников о том, что именно в начальном году обучения от них требуется максимальное сосредоточение на учебе, систематичность в занятиях.
  5. Работа с пассивными студентами с целью преодоления их собственного стереотипа поведения. Такие студенты (не обязательно с низкими способностями, нередко просто запустившие учебу, неуверенные в себе) не решаются обратиться за помощью к преподавателям или товарищам по группе и поэтому накапливают непонятый материал. Проявить активность им мешают боязнь показать свою несообразительность, чувство неловкости. Таким студентам самим не избавиться от привычки к пассивному поведению. Оно укоренилось, стало стереотипом. Им необходима помощь.
  6. Совет ряду студентов отказаться от посторонних увлечений перед сессией. В ходе индивидуальной работы выясняется, что у некоторых слабых и средних студентов непомерно велики затраты времени на общение с друзьями и занятия, далекие от учебы.
  7. Информирование студентов младших курсов о том, что в их среде, возможно, есть лица, которые на начальных этапах обучения могут учиться удовлетворительно или даже плохо, но у которых, тем не менее, имеются специальные способности, проявляющиеся на старших курсах. Эти студенты могут отличаться пассивностью, отсутствием интереса к неспециальным предметам, но могут обладать ярко выраженными специальными способностями.
  8. Введение слабого студента в коллектив группы, налаживание контакта с товарищами по учебе. По целому ряду причин некоторые слабые студенты оказываются изолированными от сокурсников, что уводит их в сторону от группы (а значит, и от учебы). Друзья у них оказываются вне группы, поэтому повлиять на них через группу довольно сложно. В целях налаживания связей таких студентов с коллегами по учебе куратору необходимо подобрать для них такие поручения, в которых могли бы проявиться их специальные способности (малоочевидные для членов группы). Это повысит авторитет слабых студентов и укрепит их связь с товарищами по группе.
  9. Информирование студентов о целесообразности их объединения в микрогруппы для самостоятельной работы над учебным материалом (объединение должно осуществляться на базе взаимного тяготения студентов друг к другу). Такое мышление в микрогруппах активизирует мышление, пробуждает интерес студентов к изучаемому предмету и улучшает его усвоение.
  10. Информирование студентов о рациональных приемах организации учебной деятельности.
  11. Обеспечить тесное взаимодействие с теми преподавателями, которые ведут лекционные и практические занятия в группе, с целью снизить такие недостатки учебного процесса, как излишне быстрый темп изложения учебного материала на некоторых лекциях, недостаточная его конкретность, малое число примеров и т.д. В связи с этим преподавателям могут быть даны советы снизить темп изложения нового материала, осуществлять поиск более эффективных форм чтения лекций, конкретизировать материал, увеличить число примеров и т.д. Практическая работа по изучению студентов и управлению ими должна осуществляться совместно с преподавателем, который ведет практические занятия по предмету, дающему на I курсе наибольший отсев.

Для преподавателей также следует разработать рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к студентам, низкий уровень успеваемости которых обусловлен недостатками способностей. Рекомендации могут быть, например, такими [20]:

  1. В процессе контроля подготовленности студента:
  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  • Предложения студенту примерного плана ответа.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
  1. При изложении нового материала:
  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом.
  1. В ходе самостоятельной работы на уроке:
  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  • Напоминание приема и способа выполнения задания.
  • Указание на необходимость актуализировать то или правило.
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
  1. При организации самостоятельной работы:
  • Выбор для групп успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Для категории студентам с низким уровнем успеваемости, обусловленным недостатками самоорганизации, так же требуются специальные рекомендации по организации учебной деятельности, например, такие [5]:

  1. Дайте слово, что не позволите себе утонуть в делах. Если вы не очень организованны, вам может показаться, что задания идут неудержимым потоком и вас захлестывает. Однако, приняв твердое решение работать организованно, вы окажетесь в гораздо более сильной позиции человека, «оседлавшего волну».
  2. Составляйте списки дел. Только не подходите к этому формально. Пусть ваш список будет пространным, но содержит короткие и конкретные задачи. При этом у вас будет возможность достаточно быстро выполнить одно-два дела и вычеркнуть их из списка. Последнее обычно доставляет большое удовольствие.
  3. Включайте в свой список каждое задание, которое вы получаете. Введите систему определения приоритетности, но не по срокам, например установленным вам срокам сдачи работ, а в порядке их значимости. Установленные сроки, безусловно, учитывать необходимо, но не меньшее, а даже большее значение следует придавать тем занятиям, которые представляются вам важными в долговременном плане.
  4. Обычно при выполнении работы вы должны укладываться в предписанные сроки – назначайте себе свои сроки, более жесткие, чем те, которые вам предписаны. Чувство удовлетворения от того, что вы работаете с опережением сроков, придаст вам уверенность и положительно скажется на качестве всей работы.
  5. Составьте свой рабочий план по выполнению этапов работы, являющейся частью вашего курса. Иногда оказывается важнее, например, уделить некоторое время просто более глубокому усвоению пройденного, чем торопиться с выполнением следующих этапов.
  6. Избегайте накопления незавершенных заданий. Многие студенты страдают от накопления «хвостов» по работам, выполняемым на протяжении курса. Дело кончается тем, что они вынуждены сдавать «хвосты» в то время, когда гораздо важнее заниматься повторением и подготовкой к экзаменам.
  7. Постоянно закрепляйте пройденный материал. Не надейтесь, что то, что вы учили на прошлой неделе, останется в вашей памяти на всю жизнь. Иметь в голове пройденный материал столь же важно, как и тот, который вы проходите в настоящий момент.
  8. Будьте реалистом. Держать темп – значит, работать эффективно, но не перерабатывать. Выбирайте темп, соответствующий уровню ваших жизненных сил. Учтите, что источниками энергии для поддержания темпа служат отдых и восстановление сил.

Таким образом, социальная работа с неуспевающими студентами предполагает индивидуальный подход к каждой категории студентов, характеризующихся низким уровнем успешности обучения. В данном разделе перечислены лишь примерные методы социальной работы с наиболее распространенными категориями неуспевающих студентов. В практике социальной работы следует диагностировать причины неуспеваемости студента в каждом индивидуальном случае и применять меры психолого-педагогической помощи и поддержки неуспевающих студентов в соответствии с выявленными причинами низкого уровня успешности обучения данного студента.

Далее: Выводы по теоретической главе