Причины неуспеваемости студентов

В современной научной литературе присутствуют обширные сведения о том, какие факторы влияют на успешность обучения студентов.

Бытует мнение, что успеваемость учащихся зависит преимущественно от их способностей к обучению. Однако в действительности способности являются только одним из большого количества факторов успеваемости студентов: «На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность вуза и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов» [21].

Для удобства анализа факторы, влияющие на уровень успеваемости студентов, классифицируются на следующие виды [29]:

  1. Внешние факторы успеваемости студентов – факторы, связанные с особенностями внешней по отношению к субъекту социальной среды:
    • Факторы, связанные с особенностями организации процесса обучения – необходимость посещать лекции, готовиться к занятиям, проходить тесты и сдавать экзамены, вовремя приходить на занятия, не нарушать дисциплину и т.д.
    • Социально-бытовые факторы – семейно-бытовые и материальные условия жизнедеятельности студента во время его обучения в вузе: место для подготовки к занятиям, семейная атмосфера, наличие собственной семьи, состояние здоровья, достаточная материальная обеспеченность и т.п.
  2. Внутренние факторы успеваемости студентов – характеристики самого субъекта обучения. «Сюда входит интеллектуальный уровень, способность к переработке и усвоению информации, профессиональная направленность интересов, мотивационная готовность к обучению и ряд индивидуально-психологических особенностей, важных для процесса обучения. К таким особенностям можно отнести сформированное чувство ответственности, способность к саморегуляции эмоциональных состояний, высокая познавательная потребность, способность адаптироваться к изменяющимся условиям и др.» [29].

Рассмотрим факторы, входящие в состав каждой из перечисленных групп, более подробно.

Далее: Внешние факторы, связанные с организацией обучения