Основные понятия

Рассмотрим основные понятия, применяемые в процессе изучения выбранной темы.

Термин «студент» имеет латинское происхождение и переводится как «усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями» [16]. Под термином «студент» подразумевается «учащийся высшего учебного заведения» [26] (вуза).

Студент, являясь непосредственно субъектом учебной деятельности, обладает определенными характеристиками, которые можно разделить на три основных группы [16]:

  1. Психологические – единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне – психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований.
  2. Социальные – воплощение общественных отношений, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.
  3. Биологические – тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, телосложение и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Каждая из перечисленных групп характеристик оказывает значимое влияние на процесс осуществления учебной деятельности студента.

Другой термин, вошедший в название изучаемой темы, – неуспеваемость. Термин «успеваемость» означает «степень успешности занятий учащихся» [26]. Соответственно, понятие «неуспеваемость» рассматривается как недостаточная степень успешности обучения, или «несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования» [8], в основе которого лежит «расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности учащихся, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями» [8].

Таким образом, если раскрыть название темы, объектом данного исследования являются учащиеся вузов, результаты обучения которых являются недостаточно успешными.

Далее рассмотрим наиболее емкие понятия, используемые в данной работе.

Прежде, чем стать студентом и начать процесс обучения в вузе, абитуриенту необходимо выбрать профессию, по которой он будет получать образование. С выбором профессии связан применяемый в данной работе термин «профессиональное самоопределение», который обозначает «осознанный  выбор индивидом  профессии  с  учетом  своих  личностных  особенностей, способностей  и  возможностей,  а  также  требований  профессиональной деятельности и социально-экономических условий в целом, представляющий собой  избирательное  его  отношение  к  миру  профессий  и  к  конкретной выбранной  профессии» [23]. Профессиональное самоопределение включает в себя следующие компоненты [там же]:

  • устойчивый интерес  к  определенному  профессиональному  направлению;
  • личностные и  социальные  запросы  обучающихся;
  • самосознание (осознание правильности выбора профессионального направления);
  • систему общекультурных,  коммуникативных,  этических  и  других профессионально  и  личностно  значимых  ценностных  ориентаций;
  • моделирование собственного  профессионального  будущего (личный профессиональный  план).

В зависимости от степени выраженности перечисленных компонентов, различают высокий, средний и низкий уровень сформированности профессионального  самоопределения  обучающихся [23].

Начало процесса обучения студента на первом курсе высшего учебного заведения сопряжено с необходимостью социальной адаптации, т.е. приспособления к требованиям окружающей социальной среды.

Процесс адаптации связан с изменением привычных условий и способов деятельности человека: «Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет открытое И.П. Павловым психофизиологическое явление – динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям» [16].

Студенты различаются по степени развития адаптационной способности – способности «приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой» [16].

Таким образом, в данном разделе были рассмотрены значения основных терминов, используемых в данной работе («студент», «неуспеваемость»), и наиболее сложных по своему содержанию терминов из числа второстепенных для данной работы («профессиональное самоопределение» и «социальная адаптация»). Другие второстепенные термины, используемые в данной работе, являются более широко распространенными в научной литературе и общеизвестными.

Далее: Причины неуспеваемости студентов