Внешние факторы, связанные с организацией обучения

Организация процесса обучения в вузе предъявляет к студентам определенные требования. Для успешной реализации учебной деятельности студенту необходимо адаптироваться к особенностям учебного процесса, т.к. недостаточный уровень адаптации вызывает ощущение внутреннего дискомфорта и конфликт со средой [16].

Социальная адаптация студентов к особенностям обучения в вузе, как правило, осуществляется в течение первых двух семестров первого курса [16]. Сложность процесса адаптации приводит к тому, что на первом курсе, как правило, происходит наибольшее количество провалов [13].

Социальная адаптация студентов в вузе делится на два основных направления [16]:

  • профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
  • социально-психологическую адаптацию – приспособление субъекта к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.

В содержание профессиональной адаптации студента к обучению в вузе включают следующие основные составляющие [13]:

  1. Научиться воспринимать лекционный материал;
  2. Справляться со значительно возросшим по сравнению со школой объемом информации, который необходимо усваивать;
  3. Осознать необходимость постоянно успевать за материалом и уделять столько времени, сколько требуется для его понимания;
  4. Осознать необходимость выполнения как самостоятельной работы, так и самоконтроля знаний.

В исследованиях адаптации студентов к процессу обучения в вузе выделяют следующие основные трудности, испытываемые первокурсниками [16]: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями и др.

Таким образом, первокурсники в процессе адаптации к обучению в вузе сталкиваются как с объективными и неизбежными трудностями, так и с субъективными трудностями, обусловленными слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

Недостаточный уровень профессиональной и социально-психологи-ческой адаптации вызывает низкий уровень успеваемости студента и порождает трудности в общении.

Поскольку при прочих равных условиях степень успеваемости студента зависит от успешности социальной адаптации, а в основе успешности адаптации студентов к процессу обучения в вузе, в свою очередь, лежит степень развития адаптационных способностей личности [16], можно сделать вывод, что на уровень успеваемости оказывают опосредованное влияние адаптационные способности личности студента.

Кроме того, на успеваемость студентов влияет так называемый эффект образовательной среды, или сообучения [1], заключающийся в том, что при прочих равных условиях один и тот же студент, как правило, учится лучше в сильной группе и хуже – в слабой. Т.е. на уровень успеваемости студента оказывает прямое влияние средний уровень успеваемости всех студентов группы, в которой учится данный студент.

Таким образом, в число причин низкой успеваемости студентов входят факторы, препятствующие успешной адаптации студента к особенностям обучения в вузе, а именно: дефекты предшествующего воспитания и довузовской подготовки и низкий уровень развития адаптационных способностей личности. Причиной низкой успеваемости студента может быть также низкий в среднем уровень успеваемости всех студентов группы.

Далее: Внешние социально-бытовые факторы успешности обучения