Классификация неуспевающих студентов

Для классификации неуспевающих студентов применялся факторный анализ. Факторный анализ всей области данных выявил наличие 25 значимых факторов, 16 из которых имеют отношение к успеваемости студентов. В полном объеме результаты факторного анализа представлены в приложении 5.

Для анализа и интерпретации были отобраны 4 фактора, в состав которых с относительно высокими весами вошли показатели успеваемости студентов. Содержание каждого из этих факторов представлено в таблице 2.1. Переменные, входящие в каждый из факторов, перечислены в порядке убывания их значимости в составе данного фактора.

Таблица 2.1.

Результаты факторного анализа

Переменные, содержащиеся в факторе Корреляция
Фактор 1
1 Степень волнения перед экзаменами 0,61
2 Интенсивность учебной мотивации 0,56
3 Установка на преодоление препятствий -0,51
4 Удовлетворенность выбором специальности 0,50
5 Альтруистическая мотивация 0,50
6 Оптимистическая мотивация 0,50
7 Степень волнения во время экзаменов 0,47
8 Гедонистическая мотивация 0,46
9 Адаптация к коллективу -0,46
10 Величина населенного пункта -0,46
11 Пол -0,45
12 Употребление алкоголя -0,44
13 Нормативная мотивация 0,43
14 Мотивация, противоположная губристической 0,42
15 Мотивация, противоположная нравственной 0,40
16 Комфортность условий жизнедеятельности -0,40
17 Мотивация, противоположная эгоцентрической 0,40
18 Адаптация к условиям обучения -0,39
19 Мотивация, противоположная гедонистической 0,38
20 Нравственная мотивация 0,37
21 Мотивация к индивидуальной безопасности 0,37
22 Адекватность учебной мотивации 0,31
23 Акизитивная мотивация 0,30
24 Подвижность нервной системы -0,30
25 Губристическая мотивация (перфекционизм) -0,29
26 Завышенная самооценка, установка на лидерство -0,29
27 Мотивация, противоположная коммуникативной -0,29
28 Средняя успеваемость студента 0,28
Фактор 2
1 Материальная мотивация -0,64
2 Акизитивная мотивация 0,57
3 Способность к обучению 0,48
4 Комфортность условий жизнедеятельности 0,44
5 Средняя успеваемость студента 0,39
6 Уравновешенность нервных процессов 0,38
7 Адаптация к коллективу 0,37
8 Количество детей -0,37
9 Нормативная мотивация -0,36
10 Адаптация к условиям обучения 0,35
11 Мотивация, противоположная познавательной 0,35
12 Успеваемость учебной группы 0,35
13 Величина населенного пункта 0,34
14 Мотивация, противоположная губристической -0,33
15 Установка на преодоление препятствий -0,31
16 Наличие работы -0,31
17 Удовлетворенность выбором специальности 0,31
18 Пол -0,30
19 Мотивация к индивидуальной безопасности -0,30
20 Мотивация избегания неприятностей -0,29
21 Мотивация, противоположная нравственной 0,28
22 Семейное положение -0,26
23 Подвижность нервной системы 0,26
24 Трудовая мотивация -0,26
25 Уверенность в себе 0,25
26 Мотивация, противоположная нормативной -0,25
Фактор 3
1 Мотивация избегания неприятностей 0,48
2 Общительность, дружеская поддержка -0,39
3 Способность к обучению -0,39
4 Комфортное состояние, нормальная адаптация 0,38
5 Мотивация, противоположная гедонистической 0,37
6 Гедонистическая мотивация 0,35
7 Губристическая мотивация (перфекционизм) 0,34
8 Мотивация быть поддержаным -0,33
9 Отстраненность, замкнутость, тревожность -0,31
10 Семейное положение -0,30
11 Состояние здоровья 0,30
12 Сила нервных процессов 0,30
13 Уверенность в себе -0,29
14 Мотивация на развлечения 0,28
15 Завышенная самооценка, установка на лидерство 0,28
16 Наличие трудоемких обязанностей в семье 0,27
17 Средняя успеваемость студента -0,27
18 Мотивация, противоположная трудовой -0,26
19 Адаптация к коллективу 0,25
20 Подвижность нервной системы 0,24
21 Оптимистическая мотивация 0,24
Фактор 4
1 Мотивация быть поддержаным -0,41
2 Мотивация, противоположная губристической 0,39
3 Мотивация на развлечения -0,35
4 Завышенная самооценка, установка на лидерство -0,33
5 Мотивация, противоположная гедонистической 0,33
6 Подвижность нервной системы 0,31
7 Эгоцентрическая мотивация 0,29
8 Общительность, дружеская поддержка 0,27
9 Мотивация, противоположная индивидуализации 0,27
10 Пугническая мотивация 0,27
11 Трудовая мотивация -0,26
12 Средняя успеваемость студента 0,25
13 Отсутствие мотивации избегания неприятностей 0,24

Таким образом, факторный анализ позволяет выделить четыре основные категории неуспевающих студентов, каждой из которых соответствует категория успевающих студентов, обладающих противоположными характеристиками.

К первой категории (фактор 1) относятся неуспевающие студенты, характеризующиеся отсутствием волнения перед экзаменами и во время экзаменов, низкой интенсивностью и адекватностью учебной мотивации, неудовлетворенностью выбранной специальностью, низким уровнем альтруистической, оптимистической, нормативной и нравственной мотивации, а также мотивации к индивидуальной безопасности, но высоким уровнем адаптации как к студенческому коллективу, так и к условиям обучения, высокой подвижностью нервных процессов и установкой на преодоление препятствий, завышенной самооценкой и высоким уровнем губристической мотивации как стремления к совершенству. Это, как правило, юноши из крупных городов, часто употребляющие алкоголь.

Ко второй категории (фактор 2) относятся неуспевающие студенты, характеризующиеся выраженным стремлением к материальному благополучию, низкой способностью к обучению, неуравновешенностью и инертностью нервных процессов, неуверенностью в своих способностях справляться с учебными заданиями, низким уровнем адаптации и к студенческому коллективу, и к процессу и условиям обучения. Им свойственны отсутствие стремления к совершенству и неудовлетворенность выбранной специальностью, но наличие установки на преодоление препятствий, высокий уровень нормативной, нравственной и трудовой мотивации, мотивации к индивидуальной безопасности и мотивации избегания неприятностей. Это, как правило, женатые и работающие юноши из сельской местности и малых городов, обучающиеся в группах с низкой в среднем успеваемостью студентов.

К третьей категории (фактор 3) относятся неуспевающие студенты, характеризующиеся выраженной мотивацией к избеганию неприятностей, низкой способностью к обучению, низким уровнем аффилиации, высокой степенью общей и социальной адаптации, абсолютным физическим и психологическим здоровьем и высокой силой и подвижностью нервной системы, высокой мотивацией к развлечениям и оптимистической мотивацией, мечтающие стать лидерами, но неуверенные в своих способностях справляться с учебными заданиями. Эти неуспевающие студенты, как правило, не состоят в браке, но выполняют трудоемкие обязанности в родительской семье и характеризуются высокой трудовой мотивацией и стремлением к совершенству.

К четвертой категории (фактор 4) относятся неуспевающие студенты, характеризующиеся выраженным стремлением к тому, чтобы за них все делали другие. Им свойственны завышенная самооценка, стремление к превосходству, эгоцентрическая мотивация, мотивация индивидуализации, мотивация к развлечениям, ориентация на упрощенные способы существования, на веселую, легкую, радостную, счастливую жизнь, отсутствие трудовой мотивации, отсутствие установки на преодоление препятствий и отсутствие потребности в аффилиации.

Таким образом, по результатам факторного анализа выявлено 4 типичных категории неуспевающих студентов, для каждой из которых характерен уникальный комплекс причин неуспеваемости. Однако, обобщая полученные данные, можно предположить, что ведущей причиной неуспеваемости для первой и четвертой категорий неуспевающих студентов является недостаточность учебной мотивации, а для второй и третьей категории – низкая способность к обучению.

То, что недостаточность учебной мотивации и низкая способность к обучению являются основными причинами неуспеваемости студентов, подтверждается и тем, что между данными переменными и успеваемостью студентов обнаружены наиболее тесные корреляционные связи (тесная связь с успеваемостью респондентов обнаружена и для средней успеваемости учебной группы, но данная связь может быть результатом проекции). Следовательно, по критерию причин неуспеваемости студенты делятся на две основные категории: неуспевающие студенты с низкими способностями к обучению и неуспевающие студенты с недостаточной учебной мотивацией.

Далее: Выводы