Внутренние факторы успеваемости студентов

В проведенном исследовании изучалось влияние на успеваемость студентов следующих внутренних факторов: физического и психологического состояния, способностей, самооценки, свойств нервных процессов, особенностей саморегуляции учебной деятельности и особенностей учебной мотивации студентов.

Влияние физического и психологического состояния студентов на уровень успеваемости. По результатам корреляционного анализа не выявлено значимых связей между успеваемостью студентов и их состоянием здоровья (r=-0,13, p>0,05) или наличием личных проблем (r=0,08, p>0,05). Волнение студентов перед экзаменами и во время экзаменов, согласно полученным результатам, так же не является значимым фактором, влияющим на успеваемость студентов (r=0,01 и r=0,16 соответственно, в обоих случаях р>0,05). Так же в группах успевающих и не успевающих студентов не выявлено значимых различий средних показателей состояния здоровья, наличия личных проблем, степени волнения перед экзаменами и степени волнения во время экзаменов (во всех случаях р>0,05).

Следовательно, физическое и психологическое состояние студентов, в том числе степень волнения перед экзаменами и во время экзаменов, не оказывает значимого влияния на их успеваемость.

По-видимому, лица с тяжелыми заболеваниями, оказывающими влияние на интеллектуальную деятельность, вовсе не становятся студентами вузов; студенты с хроническими заболеваниями, не затрагивающими интеллектуальную деятельность, имеют и реализуют возможность учиться настолько же эффективно, как и здоровые студенты, поскольку их жизнедеятельность ограничена в других сферах; а временные физические заболевания не оказывают влияния на успеваемость, требуя лишь дополнительных усилий студента для восполнения пропущенных по болезни занятий.

Для подробного изучения влияния психологического состояния на успеваемость студентов требуется дополнительное исследование. Возможно, волнение во время экзаменов сказывается только на экзаменационных оценках студентов, не учтенных отдельно в данном исследовании; наличие личных проблем, по которым предполагалось судить о психологическом состоянии студентов, по-видимому, в действительности влияет на него опосредованно, через отношение студентов к своим проблемам. Поэтому в связи с перечисленными недочетами, допущенными на этапе разработки анкеты, результаты исследования взаимосвязи между психологическим состоянием студентов, диагностируемым по результатам анкетирования, и уровнем их успеваемости нельзя считать достоверными.

Влияние способностей на успеваемость студентов. По результатам корреляционного анализа выявлена значимая прямая связь между способностями студентов и эффективностью их обучения (r=0,44, p<0,01). Следовательно, чем более способными являются студенты, чем легче им дается процесс обучения, тем выше их уровень успеваемости. Данная связь является наиболее тесной из всех выявленных по результатам корреляционного анализа (наиболее высокий по модулю коэффициент корреляции).

Наличие данной закономерности подтверждается результатами статистического анализа по Т-критерию Стьюдента: в группе неуспевающих студентов показатель легкости усвоения учебного материала (1,8 баллов) значимо ниже, чем в группе успевающих студентов (2,3 балла; р=0,001). Следовательно, неуспевающие студенты в среднем являются менее способными, чем успевающие студенты.

Таким образом, способности студентов являются в высшей степени значимым фактором их успеваемости.

Влияние самооценки на успеваемость студентов. По результатам корреляционного анализа обнаружена значимая прямая связь между самооценкой студентов и уровнем их успеваемости (r=0,20, p=0,05). Следовательно, чем выше самооценка студента, тем выше уровень его успеваемости, и, соответственно, одним из значимых факторов неуспеваемости студентов является низкая самооценка, неуверенность в себе, неверие в свои силы.

При этом не выявлено значимых различий средних показателей уверенности в себе в группах успевающих и неуспевающих студентов (р>0,05): среди неуспевающих студентов достаточно много уверенных в себе, а среди успевающих – неуверенных в себе личностей.

Выявлены статистически значимые различия средних показателей по шкале «Завышенная самооценка» методики «Дерево» в группах неуспевающих и успевающих студентов (р=0,01): если в группе неуспевающих студентов в ответ на задание выбрать на рисунке человечка, напоминающего респонденту самого себя, 23,8% респондентов выбрали человечка №20, гордо и уверенно, с довольной улыбкой стоящего на самой верхушке дерева, то в группе успевающих студентов этого человечка отметили только 5,2% респондентов. Следовательно, для неуспевающих студентов значимо чаще характерна завышенная самооценка, чем для успевающих студентов. Существование данной закономерности подтверждается результатами корреляционного анализа: обнаружена значимая обратная связь между показателями по шкале «Завышенная самооценка» методики «Дерево» и уровнем успеваемости студентов (r=-0,32, р<0,01): чем более завышенной является самооценка студента, тем ниже его успеваемость.

Таким образом, завышенная самооценка студентов так же, как и заниженная, является фактором, отрицательно влияющим на успеваемость студентов. По-видимому, у студентов с завышенной самооценкой отсутствует стимул к обучению и саморазвитию, поскольку они и без того считают себя в достаточной мере развитыми и обладающими всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками. Вероятно, поэтому студенты с завышенной самооценкой не занимаются учебной деятельностью в должной мере, что и сказывается неблагоприятно на уровне их успеваемости.

Таким образом, как заниженная, так и завышенная самооценка студентов являются факторами, препятствующими успешному обучению студентов.

Влияние свойств нервных процессов на успеваемость студентов. По результатам корреляционного анализа не выявлено статистически значимых связей между свойствами нервных процессов студентов и уровнем их успеваемости (в отношении силы нервных процессов r=-0,03, в отношении уравновешенности нервных процессов r=0,03, в отношении подвижности нервных процессов r=-0,18; во всех случаях р>0,05). Не выявлено и значимых различий показателей силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов в группах успевающих и неуспевающих студентов (во всех случаях р>0,05).

Следовательно, вопреки результатам теоретического анализа, полученные эмпирическим путем данные свидетельствуют о том, что свойства нервных процессов не являются факторами, сни­жающими успешность обучения студентов.

Напротив, корреляционная связь между подвижностью нервных процессов и успеваемостью студентов является обратной и близка к значимой, т.е. существует тенденция к высокой успеваемости студентов с инертным типом нервной системы. По-видимому, инертность нервных процессов, характерная для студентов-флегматиков и проявляющаяся как неторопливость, способствует бо­лее подробному и дотошному, а потому и качественному разбору учебного материала, что, в свою очередь, приводит к повышенной эффективности ус­воения учебной программы такими студентами.

Возможно, неадаптивные свойства нервных процессов оказывают не­благоприятное влияние на эффективность учебной деятельности студентов только в стрессовых условиях, а в обычных условиях, не предъявляющих по­вышенных требований к функционированию нервной системы, слабость, не­уравновешенность и инертность нервных процессов не являются факторами, способствующими снижению успеваемости студентов.

Выявлена статистически значимая обратная связь показателей по шкале «Слабость, утомляемость» методики «Дерево» и успеваемости студентов (r=-0,21, р<0,05): в ответ на задание выбрать и отметить на рисунке человечка, в наибольшей степени напоминающего респонденту самого себя, в группе неуспевающих студентов 4,7% респондентов выбрали человечка №5, лежащего на земле, а в группе успевающих студентов данного человечка не отметил никто (0,0%). Следовательно, слабость нервных процессов, проявляющаяся как небольшой запас сил, повышенная утомляемость, будучи ярко выраженной, становится причиной неуспеваемости студентов, однако такое происходит только в редких случаях.

Влияние способности к самоорганизации учебной деятельности на успеваемость студентов. По результатам корреляционного анализа связь между способностью студентов к самоорганизации учебной деятельности и их успеваемостью не является значимой (r=-0,01, р>0,05). По результатам статистического анализа по Т-критерию Стьюдента не выявлено значимых различий среднего уровня способностей к самоорганизации учебной деятельности в группах успевающих и неуспевающих студентов (р>0,05). Следовательно, способность к самоорганизации учебной деятельности не является значимым фактором, влияющим на успеваемость студентов.

По-видимому, способность к самоорганизации учебной деятельности еще за время обучения в школе достигает у учащихся определенного уровня, достаточного для ее эффективного осуществления. А если среди абитуриентов и существуют лица с низкой способностью к самоорганизации учебной деятельности, то им не удается успешно подготовиться к вступительным испытаниям, и они не становятся студентами вузов, выбывая из конкурсного отбора на этапе поступления в вуз.

Влияние особенностей учебной мотивации на успеваемость студентов. По результатам статистического анализа с применением Т-критерия Стьюдента не выявлено значимых различий средних показателей удовлетворенности выбранной специальности в группах неуспевающих и успевающих студентов (р>0,05). Но по результатам корреляционного анализа выявлена близкая к значимой прямая связь между удовлетворенностью студентов выбранной специальностью и уровнем их успеваемости (r=0,18, р>0,05). Это говорит о наличии тенденции к прямой связи между указанными переменными: чем больше степень удовлетворенности студентов выбором специальности, тем выше уровень их успеваемости.

То, что данная связь не достигает уровня статистической значимости, и отсутствие значимых различий средней удовлетворенности выбором специальности в группах успевающих и неуспевающих студентов, свидетельствует о том, что под влиянием других, более сильных факторов успеваемости, студенты, не удовлетворенные выбором специальности вполне могут быть успевающими, а студенты, удовлетворенные выбором специальности, – неуспевающими.

По результатам корреляционного анализа не выявлено значимой связи между адекватностью учебной мотивации и уровнем успеваемости студентов (r=-0,04, p>0,05). Не выявлено и значимых различий средних показателей адекватности учебной мотивации в группах успевающих и неуспевающих студентов (р>0,05). Следовательно, студенты, выбравшие специальность под влиянием внутренних мотивов (интерес к профессии, желание получить именно эту профессию и в дальнейшем работать по специальности), и студенты, поступавшие в вуз под влиянием внешней мотивации (престиж профессии, советы или давление окружающих и т.д.), в среднем обучаются с одинаковым уровнем успеваемости.

При этом обнаружена значимая прямая связь между интенсивностью учебной мотивации и уровнем успеваемости студентов (r=0,38, p<0,01): чем больше сила учебных мотивов (независимо от их содержания), тем выше уровень успеваемости студента. Данная закономерность подтверждается результатами статистического анализа с применением Т-критерия Стьюдента: в группе неуспевающих студентов сила учебных мотивов (2,2 балла) значимо ниже, чем в группе успевающих студентов (2,7 баллов: р=0,001). Следовательно, чем больше студент хочет учиться, тем лучше он учится, и неуспевающие студенты в среднем отличаются менее сильным желанием учиться, чем успевающие студенты.

Таким образом, сила учебных мотивов, независимо от их содержания, является значимым фактором, влияющим на успеваемость студентов.

По результатам статистической обработки первичных данных эмпирического исследования выявлено множество закономерностей, отражающих связи между успеваемостью студентов и различными мотивационными тенденциями в Я-концепции личности.

Обнаружены значимые различия средних показателей выраженности эгоистической мотивации в группах успевающих и неуспевающих студентов (р=0,001): с пословицей «Наше дело сторона» согласились 47,5% неуспевающих студентов и только 12,3% успевающих студентов. Так же выявлена статистически значимая обратная связь между показателями выраженности эгоистической мотивации и успеваемостью студентов (r=-0,33, p<0,01). Следовательно, для неуспевающих студентов более характерна ориентация на себя, желание думать о себе даже в ущерб другим, чем для успевающих студентов, и чем выше уровень выраженности эгоистической мотивации, тем ниже успеваемость студентов.

Обнаружена значимая прямая связь между степенью выраженности противоположной мотивационной тенденции – альтруистической мотивации – и успеваемостью студентов (r=0,20, р=0,05): чем выше уровень выраженности альтруистической мотивации, тем выше успеваемость студентов. При этом значимых различий средней степени выраженности альтруистической мотивации в группах успевающих и неуспевающих студентов не выявлено (р>0,05): с пословицей «С добром жить хорошо» согласились почти все студенты обеих групп, а именно 92,9% неуспевающих и 96,6% успевающих студентов. Таким образом, можно сказать, что альтруистическая мотивация характерна для абсолютного большинства студентов, но в том меньшинстве, для которого данная мотивационная тенденция не характерна, больше неуспевающих студентов, чем успевающих.

Выявлены значимые различия средних показателей выраженности мотивации индивидуализации в группах успевающих и неуспевающих студентов (р=0,04): с пословицей «Не ищи в других ты правды, если в тебе ее нет» согласились 90,5% неуспевающих студентов и 74,1% успевающих студентов. Следовательно, для неуспевающих студентов более характерно желание ориентироваться на себя, чем для успевающих студентов. При этом корреляционная связь между степенью выраженности мотивации индивидуализации и уровнем успеваемости студентов не является значимой (r=-0,09, р>0,05), т.е. линейной связи между данными переменными нет. Похоже, что наименьший уровень мотивации индивидуализации существует у «хорошистов», а у «отличников» он снова повышается.

Выявлены значимые различия средних показателей выраженности материальной мотивации в группах успевающих и неуспевающих студентов (р=0,03): с пословицей «Беднее всех бед, когда денег нет» согласились 50,0% неуспевающих студентов и только 28,1% успевающих студентов. Так же выявлена близкая к значимой обратная связь между успеваемостью студентов и материальной мотивационной тенденцией (r=-0,19, p>0,05). Следовательно, для неуспевающих студентов материальное благополучие имеет большее значение, чем для успевающих студентов, и чем выше значимость материального благополучия, тем ниже уровень успеваемости студентов.

Выявлены значимые различия средних показателей выраженности мотивации негативного отношения к людям в группах успевающих и неуспевающих студентов (р=0,03): с пословицей «Что стыдно и грешно, то в обычай вошло» согласились 61,9% неуспевающих студентов и 39,7% успевающих студентов. Коэффициент корреляции показателей выраженности мотивации негативного отношения к людям и успеваемости студентов так же отражает обратную и близкую к значимой связь между данными переменными (r=-0,19, р>0,05). Следовательно, для неуспевающих студентов в большей степени характерна мотивация негативного отношения к людям, чем для успевающих студентов, и чем выше уровень выраженности данной мотивационной тенденции, тем ниже успеваемость студентов.

Таким образом, неуспевающие студенты характеризуются более высоким уровнем эгоистической и материальной мотивации, мотивацией индивидуализации и негативного отношения к людям, чем успевающие студенты. Все перечисленные мотивационные тенденции, по-видимому, являются частными проявлениями общей направленности неуспевающих студентов на себя и только на себя, нередко в ущерб другим. По-видимому, такая особенность мотивационной сферы личности неуспевающих студентов приводит к тому, что они не стремятся к реализации учебной деятельности, поскольку деятельность требует усилий, а неуспевающие студенты предпочитают комфортное состояние и не любят прикладывать усилий.

Выявлены статистически значимые различия средних показателей выраженности пессимистической мотивации в группах успевающих и неуспевающих студентов (р=0,001): с пословицей «Голым родился, гол и умру» согласились 14,3% неуспевающих студентов и 0,0% успевающих студентов. Существование данной закономерности подтверждается и результатами корреляционного анализа: обнаружена значимая обратная связь между успеваемостью студентов и степенью выраженности пессимистической мотивации (r=-0,24, p<0,05). Следовательно, для неуспевающих студентов бывают характерны пассивное ожидание неблагополучия в жизни и пессимистический фатализм, в то время как для успевающих студентов данная особенность не характерна.

Обнаружены статистически значимые различия средних показателей выраженности мотивации, противоположной губристической, в группах успевающих и неуспевающих студентов (р=0,05): с пословицей «Лбом стены не прошибешь» согласились 66,7% неуспевающих студентов и 46,6% успевающих студентов. Следовательно, для неуспевающих студентов в большей степени характерно отсутствие ориентации на развитие, потребности в достижении и самоопределении, чем для успевающих студентов.

Выявлены статистически значимые различия средних показателей выраженности пугнической мотивации в группах успевающих и неуспевающих студентов (р=0,02): с пословицей «Только тот не ошибается, кто ничего не делает» согласились 92,9% успевающих студентов и 76,2% неуспевающих студентов. Следовательно, для неуспевающих студентов в меньшей степени характерна потребность в действен­ном, активном преодолении трудностей, стремление бороться с жизненными обстоятельства­ми, даже если это связано с определенным риском, чем для успевающих студентов.

Обнаружена значимая прямая связь между выраженностью познавательной мотивации и успеваемостью студентов (r=0,32, р<0,01): чем выше степень выраженности познавательной мотивации (пословица «Ученье лучше богатства»), тем выше уровень успеваемости студентов. Следовательно, для неуспевающих студентов в меньшей степени характерны потребность в выполнении работы, направленность на труд, ориента­ция на выполнение поставленной задачи через преодоление трудностей, чем для успевающих студентов.

Таким образом, неуспевающим студентам свойственен меньший уровень выраженности таких мотивационных тенденций, как стремление к саморазвитию и достижениям, потребность в деятельности, в активном преодолении трудностей, чем успевающим студентам. Т.е. общая направленность на деятельность неуспевающим студентам не свойственна. Для них в большей мере характерны пассивное ожидание неблагополучия в жизни и пессимистический фатализм. По-видимому, перечисленные особенности мотивационной сферы неуспевающих студентов приводят к их пассивности и бездействию, в том числе по отношению к учебе, которые, в свою очередь, оказывают отрицательное воздействие на успеваемость студентов.

Если обобщить все особенности мотивационной сферы неуспевающих студентов, выявленные по методике полимотивационных тенденций Я-концепции личности, то можно сказать, что неуспевающие студенты характеризуются выраженной направленностью на себя и отсутствием направленности на деятельность.

Изучение мотивационной сферы неуспевающих студентов дополняется результатами диагностики респондентов по проективной методике «Дерево».

Выявлены статистически значимые различия средних показателей по шкале «Мотивация на развлечения» методики «Дерево» в группах неуспевающих и успевающих студентов (р=0,04): если в группе успевающих студентов в ответ на задание отметить человечка, на месте которого субъект хотел бы находиться, никто не выбрал человечка №9, беззаботно качающегося на веревке, привязанной к дереву (0,0%), то в группе неуспевающих студентов этого человечка отметили 7,1% респондентов. Следовательно, для неуспевающих студентов чаще характерна мотивация на развлечения, чем для успевающих студентов. Существование данной закономерности подтверждается результатами корреляционного анализа: обнаружена значимая обратная связь показателей по шкале «Мотивация на развлечения» методики «Дерево» и уровня успеваемости студентов (r=-0,22, р<0,05): чем ниже уровень успеваемости студентов, тем больше степень выраженности мотивации на развлечения.

Обнаружены статистически значимые различия средних показателей по шкале «Мотивация к оказанию поддержки» методики «Дерево» в группах успевающих и неуспевающих студентов (р=0,001): если в группе неуспевающих студентов никто не пожелал оказаться на месте человечка №16, несущего на своих плечах другого человечка (0,0%), то в группе успевающих студентов на его месте хотели бы находиться 19,0% респондентов. Следовательно, неуспевающим студентам не свойственно желание помогать другим людям. Существование данной закономерности подтверждается и результатами корреляционного анализа: выявлена значимая прямая связь между успеваемостью студентов и степенью выраженности мотивации к оказанию поддержки (r=0,21, p<0,05): чем выше уровень успеваемости студентов, тем больше степень выраженности стремления оказывать помощь и поддержку окружающим.

Выявлены статистически значимые различия средних показателей по шкале «Установка на преодоление препятствий» методики «Дерево» в группах успевающих и неуспевающих студентов (р=0,001): если в группе успевающих студентов в ответ на вопрос о том, какой из человечков напоминает респонденту самого себя, похож на него, 44,8% испытуемых отметили человечков №1, 3, 6 или 7, карабкающихся по дереву, то в группе неуспевающих студентов этих человечков отметили только 16,7% респондентов. Следовательно, для неуспевающих студентов в среднем характерен значительно меньший уровень выраженности установки на преодоление препятствий, чем успевающим студентам. Существование данной закономерности подтверждается результатами корреляционного анализа: обнаружена значимая прямая связь показателей успеваемости студентов и значений по шкале «Установка на преодоление препятствий» методики «Дерево» (r=0,25, p=0,01): чем выше степень выраженности установки на преодоление препятствий, тем выше уровень успеваемости студентов.

Таким образом, результаты исследования мотивационной сферы успевающих и неуспевающих студентов по методике «Дерево» свидетельствуют о том, что для неуспевающих студентов чаще характерна мотивация на развлечения и им не свойственно стремление помогать другим и преодолевать препятствия. Эти данные еще раз подтверждают уже выявленные по методике диагностики полимотивационных тенденций закономерности: неуспевающие студенты характеризуются направленностью на себя (желают находится в комфортном состоянии и получать удовольствия), и им не свойственны направленность на других и на деятельность (отсутствует желание трудиться, достигать каких-либо результатов, учитывать в своем поведении и деятельности интересы окружающих и т.д.).

Таким образом, особенности мотивационной сферы личности оказывают существенное влияние на успеваемость студентов. К числу мотивационных факторов неуспеваемости студентов можно отнести неудовлетворенность выбранной специальностью и низкую интенсивность учебной мотивации, которая, в свою очередь, зачастую обусловлена такими особенностями мотивационной сферы неуспевающих студентов, как выраженная направленность на себя при низком уровне направленности на деятельность (в том числе, учебную) и на других. Кроме того, неуспевающие студенты нередко характеризуются пассивно-пессимистичной жизненной позицией, которая также порождает отсутствие побуждений к учебной деятельности.

Вывод. Таким образом, согласно результатам проведенного исследования, к внутренним факторам, влияющим на успеваемость студентов, относятся способности к обучению, самооценка, свойства нервных процессов и учебная мотивация. Внутренними факторами неуспеваемости студентов являются:

  1. Низкий уровень способностей к обучению;
  2. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка;
  3. Выраженная слабость нервных процессов;
  4. Низкая интенсивность учебной мотивации, обусловленная:
    • Неудовлетворенностью выбором специальности;
    • Направленностью личности на себя (эгоистическая мотивация, мотивация индивидуализации, материальная мотивация, мотивация на развлечения);
    • Отсутствием направленности на деятельность (пессимистическая мотивация, отсутствие потребности в достижениях, отсутствие познавательной потребности, отсутствие установки на преодоление препятствий);
    • Отсутствием направленности на других (низкий уровень альтруистической мотивации, отсутствие мотивации поддерживать других, мотивация негативного отношения к людям).

Перечисленные взаимосвязи, выявленные эмпирическим путем, в целом подтверждают результаты теоретического анализа.

Напротив, не подтвердились выдвинутые на основе теоретического анализа предположения о том, что на успеваемость студентов влияют способность студентов к самоорганизации учебной деятельности, физическое состояние студентов, подвижность нервных процессов (по данному параметру выявлена тенденция, обратная предполагаемой).

Для изучения влияния психологического состояния студентов на эффективность учебной деятельности требуется дополнительное исследование.

Далее: Зависимость успеваемости студентов от социально-демографических характеристик