Заключение

Результаты анализа социально-психологических основ корпоративной культуры свидетельствуют о том, что важнейшим фактором формирования организационной культуры является то, относится ли человек, сотрудник организации к числу основных ее ценностей или нет. Если сотрудник с точки зрения организации, руководителя и коллектива является ценностью, то организация создает для него благоприятные условия труда, руководитель относится к нему с чуткостью и вниманием, коллектив встречает его с теплотой и дружелюбием. В этом случае формируется корпоративная культура высокого уровня, корпоративная культура оптимального – кланового типа.

Если же, напротив, организация рассматривает человека только с точки зрения пользы, которую он может принести, руководитель – только с точки зрения выполнения своих жестких требований либо вовсе никак, а в коллективе существует атмосфера индивидуализма, конкуренции и соперничества, то в такой организации формируется корпоративная культура низкого уровня, организационная культура рыночного типа.

Сотрудники реагируют на отношение организации к ним соответствующим образом. Если организация рассматривает сотрудника как ценность, то и для сотрудника она становится ценностью. Если организация рассматривает человека только как трудовой ресурс, то и организация для него становится лишь источником финансирования.

Дальнейшие перспективы исследования видятся в изучении взаимосвязей между типами организационной культуры и содержанием ценностей организации, между особенностями корпоративной культуры и эффективностью деятельности организации.

Далее: Список литературы