Выводы

Проведенный в данной работе теоретический и эмпирический анализ социально-психологических основ корпоративной культуры позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. В современных организациях степень выраженности черт различных типов корпоративной культуры соответствует потребностям организаций, ориентирована на выживание организации в современных условиях жесткой конкуренции и социально-экономической нестабильности (преобладают черты иерархической и рыночной культуры). Сотрудники, в свою очередь, предпочли бы те типы корпоративной культуры, которые соответствуют их собственным потребностям (преимущественно организационные культуры кланового и адхократического типа). Это вызывает соответствующие расхождения между действительным и желаемым типом культуры организаций.
  2. Для разных типов корпоративной культуры характерен различный уровень культуры: для кланового типа – высокий уровень организационной культуры, для рыночного типа – низкий уровень. Иерархическому и адхократическому типам корпоративной культуры могут быть свойственны различные уровни организационных культур. По-видимому, если организация придает большое значение своему имиджу и удовлетворенности своих сотрудников трудом, то руководство организации применяет целенаправленные меры для формирования высокого уровня корпоративной культуры (что характерно для кланового типа организационной культуры). Если же, напротив, организация считает формирование корпоративной культуры излишней тратой временных и материальных средств и не придает большого значения своему имиджу и удовлетворенности сотрудников трудом, то автоматически образуется низкий уровень корпоративной культуры (что характерно для рыночного типа организационной культуры).
  3. В основе формирования кланового типа корпоративной культуры, для которого характерен наиболее высокий уровень организационной культуры, лежат благоприятный социально-психологический климат трудового коллектива, высокий уровень психологического единства членов коллектива и интериоризации ими ценностей организации, коллегиальный стиль руководства и высокая психологическая пригодность руководителя к выполнению своих функций. В основе формирования организационной культуры рыночного типа, для которой характерен низкий уровень культуры, – противоположные социально-психологические особенности трудового коллектива, директивный стиль руководства и низкая психологическая пригодность руководителя. Иерархический и адхократический типы организационной культуры формируются на основе не рассмотренных в данном исследовании факторов.
  4. Высокий уровень корпоративной культуры формируется на основе высокого уровня социально-психологического развития группы, коллегиального стиля руководства и высокой психологической пригодности руководителя к выполнению своих функций. Низкий уровень корпоративной культуры формируется на основе низкого уровня социально-психологического развития группы, попустительского стиля руководства и низкой психологической пригодности руководителя к выполнению своих функций.
  5. Результаты факторного анализа свидетельствуют о значимости социально-психологических особенностей руководителя, трудового коллектива и общей социально-психологической направленности организации (на общение, на задачу, на творчество) в формировании корпоративной культуры.

Таким образом, по результатам проведенного исследования установлено, что к числу социально-психологических основ корпоративной культуры относятся социально-психологические особенности трудового коллектива (прежде всего, уровень социально-психологического развития коллектива) и особенности руководства (прежде всего, психологическая и профессиональная грамотность руководителя). При этом определяющую роль в формировании организационной культуры играет руководитель: именно он воздействует и на социально-психологические характеристики трудового коллектива, и на особенности трудового процесса.

Гипотеза исследования подтвердилась.

Далее: Заключение