Введение

Актуальность исследования. В последние годы наблюдается волна научного и практического интереса к феномену корпоративной культуры. Важность организационной культуры для успешного функционирования фирмы является общепризнанной во всем цивилизованном мире. Обращение к этому явлению обусловлено осознанием влияния культуры организации на эффективность ее деятельности и соответствующим стремлением руководителей предприятий и организаций использовать в своей деятельности потенциал корпоративной культуры с целью создать эффективное производство, повысить производительность труда и гармонизировать социально-трудовые отношения.

Однако изучение корпоративной культуры сталкивается с определенными трудностями. В современной науке до сих пор нет однозначного определения данного понятия, нет ясного понимания различных его аспектов, механизмов формирования и функционирования.

Данная работа посвящена изучению социально-психологических основ формирования организационной культуры и призвана ликвидировать соответствующий пробел в научном знании.

Степень изученности проблемы. Основы научного изучения организационной культуры заложил американский психолог Эдгар Шейн. Он определил понятие организационной культуры, выделил ее уровни, разработал классификацию ее видов. В отечественной науке вопросами изучения организационной культуры занимались Акперов И.Г., Масликова Ж.В., Кандария И.А., Лапина Т.А., Максименко А.А., Липатов С.А., Моргунов Е.Б., Спивак В.А., Стеклова О.Е., Тихомирова О.Г.,  Тощенко Ж.Т., Могутнова Н.Н. и др. В рамках изучения социально-психологических основ корпоративной культуры на современном этапе развития науки исследованы некоторые аспекты этнических (Г.Хофштед) и профессиональных факторов становления корпоративной культуры, рассмотрено влияние создателя организации на ее культуру (Манфред Ф.Р., К. де Врие, Д. Миллер).

Постановка проблемы. В современной науке изучены структура, виды, функции организационной культуры. В свою очередь, исследования социально-психологических основ корпоративной культуры фрагментарны и малочисленны. Поэтому данная работа посвящена исследованию социально-психологических факторов становления организационной культуры.

Цель исследования – изучение социально-психологических особенностей коллектива и руководства организаций как факторов уровня и типа корпоративной культуры.

Объект исследования – корпоративная культура.

Предмет исследования – социально-психологические основы корпоративной культуры.

Задачи исследования:

  1. Теоретический анализ современной научной литературы на тему корпоративной культуры и ее социально-психологических основ.
  2. Организация эмпирического исследования взаимосвязей между социально-психологическими характеристиками организаций и особенностями корпоративной культуры.
  3. Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования.
  4. Формулирование выводов о социально-психологических основах корпоративной культуры.

Гипотеза исследования: корпоративная культура базируется на социально-психологических особенностях трудового коллектива и руководства организации: от социально-психологического климата, уровня социально-психологического развития коллектива, стиля руководства и психологической пригодности руководителя к выполнению своих функций зависят уровень и тип организационной культуры.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Данное исследование раскрывает воздействие отдельных социально-психологи-ческих факторов формирования корпоративной культуры, недостаточно изученные в современной науке: социально-психологических особенностей трудового коллектива и руководства организации. Анализ и интерпретация выявленных закономерностей проливают свет на механизм формирования организационной культуры: направленность руководства организации через конкретные действия руководителей, в зависимости от его психологической грамотности, влияет на особенности осуществления трудового процесса и на социально-психологические особенности коллектива, что и является фундаментом культуры организации. Результаты проведенного в данной работе факторного анализа могут стать основой для разработки эмпирически обоснованной классификации типов корпоративной культуры.

Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе практических психологов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в направлении психологии труда и организационной психологии. Полученные данные также могут быть применены руководителями организаций для повышения уровня корпоративной культуры и эффективности деятельности подчиненных.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав (теоретической, методологической и эмпирической), выводов, заключения, списка литературы и четырех приложений.

Далее: Понятие корпоративной культуры в современной психологии