Выводы

Проведенный в данной дипломной работе теоретический и эмпирический анализ психолого-педагогических особенностей развития личности подростков-кадетов позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. В возрастной кризис подросткового периода как этап перехода от детства к взрослости, сопровождающийся большим количеством остро переживаемых подростком психологических трудностей, происходит становление личности человека, и в это время подросток крайне чувствителен к внешним воздействиям, в особенности затрагивающим его самооценку, положение в обществе и направленность.
  2. Учебно-воспитательная программа кадетских образовательных учреждений отличается от программы общеобразовательных школ, прежде всего, наличием дополнительных образовательных курсов военно-патриотичес-кой, спортивной и культурно-просветительской направленности и системой подготовки подростков к службе в вооруженных силах страны.
  3. По результатам проведенного эмпирического исследования, подростки, обучающиеся в кадетском корпусе, характеризуются следующими личностными особенностями:
  • Более адекватной самооценкой здоровья. По-видимому, это обусловлено тем, что эталоны, на которые ориентируются кадеты, осуществляя самооценку здоровья, являются более высокими, чем те эталоны, на которые ориентируются учащиеся общеобразовательных школ.
  • Более высокой значимостью таких инструментальных ценностей, как твердая воля, самоконтроль, трудолюбие, смелость, честность и ответственность в сравнении с значимостью перечисленных ценностей для школьников. Вероятно, данные ценности ассоциируются с классическим образом офицера, и их повышенная значимость для кадетов является следствием военно-патриотической направленности учебно-воспи-тательной программы, применяемой в кадетских корпусах.
  • Более высоким уровнем развития силы воли, чем уровень развития волевых качеств учащихся общеобразовательных школ. По-видимому, сила воли кадетов формируется под воздействием системы подготовки к службе в армии, применяемой в кадетских корпусах и ориентированной на развитие выносливости, дисциплинированности и т.п.
  • Меньшей степенью выраженности свойств экзальтированной, демонстративной и тревожной акцентуаций характера. Вероятно, это связано с тем, что классический образ офицера, на который ориентируются кадеты, характеризуется качествами, противоположными тем, которые свойственны перечисленным акцентуациям (неискренность, театральность, несдержанность, несмелость и т.п.), и проявления этих качеств противоречат ценностям кадетов.
  1. Подростки кадетского корпуса, принявшие участие в проведенном исследовании, воспитаны в неблагополучных семьях, и влияние неблагополучных семей на развитие личности кадетов, по-видимому, отразилось на следующих особенностях выборки:
  • Более низкая общая самооценка и более высокий уровень социально-психологической дезадаптации кадетов в сравнении с подростками того же возраста и пола, обучающимися в общеобразовательной школе. Вероятно, снижение самооценки и социально-психологической адаптации связано с родительским отношением в неблагополучных семьях: явное или скрытое эмоциональное отвержение, гипоопека и т.п.
  • Более высокая степень выраженности качеств возбудимого типа акцентуации характера. Известно, что возбудимый тип акцентуации формируется на основе физиологических особенностей нервной системы. Возможно, негативные условия, воздействующие на детей в неблагополучных семьях, такие как алкоголизм родителей, неполноценное питание и т.п., привели к некоторым нарушениям развития и функционирования нервной системы, что и обусловило усиление свойств, характерных для возбудимой акцентуации.

Таким образом, результаты проведенного эмпирического исследования психолого-педагогических особенностей развития личности подростков кадетского корпуса свидетельствуют о высокой степени влияния учебно-вос-питательной программы кадетского корпуса на личность подростков-кадетов и подтверждают общую гипотезу исследования. Наиболее яркие результаты влияния данной программы прослеживаются в отношении военно-патриоти-ческого воспитания, отразившегося на ценностных ориентациях и характерологических особенностях кадетов, и системы подготовки к службе в армии, повлиявшей на степень развития силы воли и самооценку здоровья.

Частные гипотезы исследования о влиянии учебно-воспитательной программы кадетского корпуса на ценностные ориентации и характерологические особенности кадетов и о более высокой степени развития силы воли кадетов в сравнении с школьниками подтвердились эмпирическими данными. Частная гипотеза о более высокой самооценке кадетов не подтвердилась. Частная гипотеза об отсутствии различий кадетов и школьников по уровню психологической адаптации подтвердилась в отношении эмоциональной адаптации и не подтвердилась в отношении социально-психологической адаптации. По-видимому, неподтвержденные гипотезы подлежат повторной проверке на выборке кадетов, не являющихся выходцами из неблагополучных семей.

Выявленные по итогам эмпирического исследования данные свидетельствуют о том, что на личностные особенности подростков-кадетов оказывает негативное влияние неблагополучие семей, что отражается, в частности, на общей самооценке и социально-психологической адаптации кадетов. В данной работе разработаны рекомендации по социально-педагогическому сопровождению, направленные на устранение негативных влияний и повышение эффективности личностного роста подростков, которые могут быть применены как в кадетских корпусах, так и в работе психолога с подростками в любых других учебных заведениях.

Далее: Рекомендации