Учебно-воспитательная программа современных кадетских образовательных учреждений

Цель учебно-воспитательной программы кадетского корпуса – «интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки современных граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще» [5], формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.

В соответствии с целью задачами образовательной программы кадетского корпуса являются [6]:

  1. Подготовка лиц, обучающих в кадетских корпусах, к поступлению в военное образовательные учреждения;
  2. Формирование и развитие у обучающихся чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и любви к военной службе;
  3. Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;
  4. Развитие у обучающихся высоких морально-психологических, организаторских качеств, физической выносливости и стойкости.

Перечисленные задачи кадетских образовательных учреждений реализуются в следующих основных направлениях [4, с.37-38]:

  • воспитание мужества, чувства локтя, любви к отчизне;
  • формирование специальных знаний, качеств, умений и навыков, позволяющих адаптироваться в обстоятельствах военной службы и необходимых спасателю и солдату в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях;
  • содействие военно-профессиональной ориентации молодежи, готовящейся служить в армии, МВД, в силах МЧС и ГО, войсках специального назначения;
  • приобщение подростков к изучению военной истории и патриотических традиций Вооруженных сил России.

Учебная программа кадетского корпуса, кроме общеобразовательных предметов, изучаемых в средних школах, включает образовательные курсы, такие как [12, с.14-15]:

  1. I. Образовательные курсы военной направленности – позволяют сформировать у подростков истинно мужские качества: выправку, образцовый внешний вид, ловкость; готовит ребят к адаптации в армейских условиях; сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих:
  2. Военное искусство;
  3. Строевая подготовка;
  4. Стрелковая подготовка;
  5. Прикладное и физическое воспитание (рукопашный бой);

Образовательные курсы культурно-просветительской направленности – способствуют формированию целостного представления об историческом, этническом, природном и хозяйственном своеобразии родной страны; помогают воспитанникам осознать законы нравственности, научиться сверять по ним свое поведение, прививают традиционное чувство любви к Отечеству, к его культурному и духовному наследию; способствуют подготовке подростков к решению проблем самостоятельной жизни:

  1. Христианская культура;
  2. Семейно-бытовая культура;
  3. Посещение театров и музеев;

Образовательные курсы спортивной и интеллектуальной направленности, позволяющие подготовить будущих защитников отечества, закаленных физически и морально:

  1. Углубленный курс английского языка и информатики;
  2. Хореография;
  3. Баскетбол;
  4. Бассейн;
  5. Шахматы.

Таким образом, дополнительные образовательные курсы, включенные в учебно-воспитательную программу кадетских корпусов, направлены на всестороннее развитие личности подростков, на воспитание физически крепких и интеллектуально развитых защитников Отечества, на приобщение воспитанников к культуре и традициям родной страны, формирование духовно-нравственных качеств личности. Дополнительные образовательные курсы способствуют также возрождению лучших качеств российской интеллигенции: гражданственности, культуры, владения иностранными языками, воспитание уважительного отношения к национальному достоинству своего и других народов.

В современных кадетских образовательных учреждениях используются также принципы гражданского воспитания личности. «Важную роль … сыграла Федеральная программа развития образования (апрель 2000 г.), в которой акцентируется внимание на формирование гражданских качеств: гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. Программа определяет круг задач гражданско-правового содержания:

  • развивать гражданственность и патриотизм личности на основе формирования элементов правовой, нравственной, экономической культуры;
  • обогащать социальный опыт личности;
  • помогать личности в самопознании, самосовершенствовании и самоопределении» [46, с.2-3].

Фундаментом, на котором складываются базовые элементы системы гражданского воспитания, являются традиции отечественной духовности [46, с.2].

Таким образом, современные кадетские образовательные учреждения, сохраняя исторически сложившиеся лучшие традиции российского образования, имеют военно-гражданскую направленность и ориентированы на всестороннее развитие интеллектуальных, социальных, моральных и физических качеств обучающихся.

Далее: Цели, задачи и гипотезы исследования