Возможные трудности в развитии личности в подростковом возрасте

Подростковый возраст – это период, когда происходят бурные физиологические и психологические изменения. Смена или расширение социальной среды и социальных требований к подрастающей личности часто провоцируют различные отклонения в поведении, эмоциональные и нервно-психические нарушения [49, с.26], нередко приводящие к социально-психологической дезадаптации подростка, которая, в свою очередь, накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Эффективная работа психолога с подростками не представляется возможной без учета характерной для этого периода высокой вероятности психологических трудностей, необходимости диагностики и коррекции этих трудностей.

Наиболее распространенной и наиболее изученной разновидностью психологических трудностей, характерных для подросткового периода, являются акцентуации характера. Акцентуации характера – это «крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [25]. Акцентуации характера возникают, как правило, в подростковом возрасте и проявляются как нарушения социально-психологической адаптации.

В современной психологии существует несколько классификаций типов акцентуаций характера, существенно схожих между собой. Наиболее известной в отечественной психологии классификацией типов акцентуации характера является классификация А.Е.Личко [25], в зарубежной психологии – классификация К.Леонгарда [22].

Согласно классификации К.Леонгарда, выделяются следующие типы акцентуации характера:

  1. Педантический тип – отличается чрезвычайной добросовестностью, точностью и аккуратностью. Любую деятельность такой подросток выполняет с повышенной тщательностью и ответственностью. Слабое звено их характера отчетливо обнаруживается, когда им поручают большую и срочную работу, не требующую тщательного исполнения в деталях. Лишенные возможности проявить свою сверхаккуратность и точность, педанты могут прийти в возбужденное состояние и вступить в конфликт с окружающими. Особенности характера педантического типа также связаны с неуверенностью в себе.
  2. Демонстративный тип – характеризуется театральностью, склонностью к преувеличенному выражению своих чувств, за которыми, однако, при внимательном наблюдении не обнаруживается искренности и глубины. Подростки этого типа часто говорят не правду, а то, что выгодно для достижения своих целей. Они испытывают неистребимое желание постоянно быть в центре внимания окружающих, жаждут признания, восторгов, умиления, сочувствия. Особенности характера подобных личностей в наибольшей степени выявляются при угасании к ним интереса со стороны коллектива и учителей, невозможности достичь престижного положения, непризнания их необычности. Эгоцентризм – уязвимое звено их характера.
  3. Застревающий тип – у таких подростков сильные эмоциональные переживания, не нашедшие завершения (например, не отмщенная обида), длятся дольше, чем у большинства людей. Более того, достаточно бывает одной мысли, одного воспоминания, чтобы прежнее эмоциональное состояние возобновилось с новой силой без дополнительных внешних воздействий. Пережитое оставляет у застревающих личностей прочные следы. Другой характерной чертой данного типа является честолюбие, стремление к самоутверждению, которое может стать источником развития личности и стимулом к деятельности. Однако честолюбие может обернуться и непривлекательной стороной: иногда эти подростки становятся не совсем тактичными с окружающими, стремятся оттеснить «конкурентов».
  4. Возбудимый тип – характеризуется ослаблением сознательного, разумного управления своими действиями и поступками и, наоборот, усилением власти над поведением неосознаваемых побуждений. Такие подростки слишком подаются влиянию своих влечений и инстинктов, нередко действуют непроизвольно, импульсивно. Импульсивность проявляется у возбудимых подростков и в том, как они ведут себя в коллективе. В сердцах он может позволит себе запальчиво и грубо разговаривать не только с товарищами, но и с педагогом. Более того, в состоянии сильного гнева некоторые из возбудимых личностей ругаются и даже рукоприкладствуют. Временами этими людьми овладевает мрачное и злобное расположение духа. Раздражение, длящееся иногда днями, постепенно нарастает, усиливается и, достигнув высокой степени накала, раздражается в сильном и продолжительном эмоциональном взрыве. Подобные взрывы могут быть вызваны также конфликтной ситуацией, в которую нередко попадает возбудимый человек вследствие своей властности, нетерпимости эгоизма.
  5. Тревожный тип – отличаются, прежде всего, пугливостью: боятся темноты, пустой квартиры, животных, грозы. Такие подростки опасаются попадать в конфликтные ситуации, но, как это ни парадоксально, именно поэтому они часто в такие ситуации вовлекаются: окружающие дети, подмечая их боязливость, нередко их, обижают и даже бьют.
  6. Гипертимический тип – характеризуется преобладанием радостного, приподнятого настроения. В общении они веселы, оживленны, остроумны. Они очень разговорчивы, причем в беседе часто перескакивают с одной темы на другую, приходя к неожиданным ассоциациям. Хорошее настроение у таких подростков сочетается с активностью и повышенной потребностью в деятельности. Люди такого типа хорошо приспосабливаются к требованиям окружающих, если только веселость права не порождает у них легкомыслия, а повышенное стремление к деятельности не превращается в пустопорожнее разбрасывание на множество неоконченных дел. Конфликты гипертимических подростков с учителями могут быть вызваны чрезмерной требовательностью некоторых педагогов, их стремление жестко регламентировать поведение учеников.
  7. Дистимический тип – прямая противоположность гипертимическому. Такие подростки смотрят на мир преимущественно пессимистически. У них преобладают серьезная настроенность и ответственное отношение к своим поступкам. Радуются они мало. Жизненная активность их несколько ослаблена, мысль замедлена. Они не владеют умением контактировать с окружающими, в общении не разговорчивы, в беседе ограничиваются отдельными замечаниями.
  8. Аффективно-лабильный тип – сочетает в себе два противоположных, только что описанных выше: радостные события вызывают жажду деятельности, подъем энергии, болтливость; печальные ведут к подавленности, замедленности мышления и двигательных реакций. Смена противоположных психических состояний может происходить и без видимой внешней причины.
  9. Аффективно-экзальтированный тип – это подростки, бурно отзывающиеся на все происходящее вокруг них: сильные эмоциональные переживания возникают у них по поводу и радостных, и печальных событий. Они могут впадать в состояние чрезмерной восторженности, счастья и испытывать глубокое отчаяние и тревогу. У таких людей нередко происходят резкие перепады настроения, которые могут быть вызваны совершенно пустяковыми причинами: случайно оброненным кем-то словом, мимолетным взглядом знакомого человека, незначительным происшествием на улице.
  10. Эмотивный тип – чувствительны и мягкосердечны. Печаль­ные события вызывают у них весьма глубокие неприятные пере­живания, значительно сильны и радостные эмоции. Эти люди очень отзывчивы. Эмотивные личности похожи на экзальтированных, но отличаются от последних меньшей крайностью своих эмоций и не такой большой скоростью их возникновения.
  11. Экстравертированный тип – отличается обращенностью вовне, на внешний мир. Такой подросток не склонен копаться в собственных пережива­ниях, а стремится быть в гуще жизни, свидетелем и участником
    происходящих событий. Он тяготится одиночеством, ему по душе
    шумное общество. Ему меньше свойственно погру­жаться в мир фантазии, он больше занят активным восприятием реальных объектов. Мышление его нередко обладает известной поверхностью, он обычно не стремится подвергать полученные сведения достаточно глубокой внутренней переработке. Отсюда большая зависимость от внешних воздействий и легковерие.
  12. Интровертированный тип – противоположность экстравертированному. Для интровертированного типа характерна обращенность в собственный внутренний мир, на свои собственные мысли и переживания. Такие подростки не просто выполняют порученную им работу, а постоянно мысленно ее анализируют, обдумывают, нередко пытаются усовершенствовать. Свободное время они часто предпочитают проводить не в оживленном обществе, а наедине, когда можно беспрепятственно заняться углубленным самоанализом или делом, требующим размышлений. Направленность на внутренний мир у них подчас способствует продуманности, правильности и точности высказываемых ими мыслей, оригинальных суждений и мнений. Но при слишком большой обращенности внутрь у некоторых интровертированных личностей происходит отрыв от действительности, уход в область бесплодной фантазии. Большая внутренняя сосредоточенность может также вести к известной нерешительности и замедленности действий и поступков. Многие из этих подростков испытывают затруднения в установлении контактов с другими людьми.

У каждого из перечисленных типов акцентуации характера существует так называемое «место наименьшего сопротивления» [22], т.е. те особенности характера, которыми обусловлена социальная дезадаптация подростков данного типа акцентуации. Как правило, эти черты проявляются не во всех, а только в определенных ситуациях, специфических для данного типа характера, в которых подросток ведет себя неадекватно, неразумно, не так, как другие подростки.

Ситуации, в которых проявляется социальная дезадаптация подростков различных типов акцентуации, представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Ситуации, провоцирующие проявления дезадаптации у подростков с акцентуацией характера

[1]

Тип акцентуации «Место наименьшего сопротивления»
1 Гипертимный (Гипертимический) Ситуации, в которых подросток лишен возможности широких контактов со сверстниками и проявление инициативы, одиночество и монотонная работа, требующая аккуратности и тщательности, жесткий мелочный контроль и отсутствие аванса доверия со стороны взрослого, чрезмерная опека
2 Шизоидный (Интровертированный) Ситуации, в которых подросток вынужден устанавливать неглубокие контакты со многими людьми и оперативно принимать решения
3 Застревающий Ситуации, в которых на авторитет и власть подростка покушается более сильный лидер, когда кто-то пытается обидеть его
4 Истероидный (Демонстративный) Ситуации, в которых на подростка не обращают внимания, разоблачают его или низвергают с пьедестала
5 Неустойчивый (Экстравертированный) Ситуация бесконтрольности: отсутствие внешнего контролера, отсутствие перспективы внешнего наказания за проступки
6 Лабильный (Аффективно-экзальтированный) Грубость, равнодушие к эмоциональному состоянию подростка, черствость окружающих, отсутствие теплых эмоциональных связей
7 Сензитивный (Эмотивный) Обвинение подростка в непорядочных с его точки зрения, поступках (предательстве, лжи), публичные указания на его физические или другие недостатки
8 Астеноневротический (Дистимический) Ситуации, требующие мобилизации усилий и выносливости: контрольные, соревнования. Болезнь или смерть близких или знакомых, разговоры о смерти
9 Психастенический (Педантичный) Ситуации, требующие принятия решения, оперативных действий, выбора. Повышение нагрузки и ответственность, возлагаемые близкими на подростка
10 Конформный Ситуация смены стереотипов, новые люди с непривычными идеями, образом жизни и манерами. Любая ситуация, отношение к которой не регламентировано группой, к которой подросток себя причисляет
11 Циклоидный (Аффективно-лабильный) Ситуация, когда от находящегося в депрессивной фазе подростка требуют или ожидают характерного для него «нормального» поведения. Сама ситуация резкой и глубокой смены состояний

В связи с психологической и социальной незрелостью подростков во время переходного периода в ответ на те или иные трудные жизненные ситуации, связанные преимущественно с взаимоотношениями подростка с взрослыми или сверстниками, нередко в поведении подростка возникают отклонения, называемые ситуационно-личностными реакциями [17, с.333]. К ним относятся:

  • Реакция эмансипации – на основе потребности в освобождении от контроля и опеки взрослых, стремления к независимости – нетерпимость к возражениям и критике в свой адрес, к опеке и покровительству, отвержение существующих законов и традиций;
  • Реакция группирования со сверстниками – на основе потребности в принадлежности к группе – объединение подростков в неформальные группы, нормы которых нередко противоречат традиционным социальным нормам;
  • Реакция увлечения – на основе познавательной потребности и потребности в самовыражении – возникновение стойкого интереса к чему-либо, сопровождающегося, как правило, одухотворенностью, влюбленностью, восторженностью и т.п.;
  • Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, – сексуальные фантазии, повышенный интерес к противоположному полу, подглядывание за обнаженными и т.п.;
  • Реакции, обусловленные формированием самосознания, – повышенный интерес к собственному внутреннему миру, высокий уровень рефлексии, сопровождающийся эмоциональным напряжением, тревогой, растерянностью, иногда нарушениями поведения;
  • Реакции, связанные с повышенным вниманием к своей внешности, – болезненное отношение к реальным или мнимым недостаткам своей внешности, чувство беспокойства, неуверенность в себе.

Подросткам каждого из типов акцентуации характера свойственен определенный тип протестных реакций. Особенности поведения подростков с различными акцентуациями в ответ на сложные ситуации представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Протестные реакции подростков различных типов акцентуации характера

Тип акцентуации Протестная реакция
1 Гипертимный (Гипертимический) Взрываются гневом, их агрессивность направлена вовне, на окружающих людей или вещи; в более серьезных случаях их протест всегда действенный. Побеги из дома, противоправное поведение в группе, алкоголизация – все это гипертимный подросток делает в компании, где предпочитает быть лидером
2 Шизоидный (Интровертированный) Не взрываются сразу, а замыкаются в себе, они сдержаны, их протестные реакции могут появляться как результат долгих раздумий; в случае бесцеремонного вторжения в их внутренний мир близким грубят, с другими просто замыкаются и молчат
3 Застревающий Обвиняют всех и вся, кроме себя. В раздраженном состоянии легко впадают в гнев при сильном раздражении жестоки и не помнят, что делают, успокаиваются только разрядившись на ком-нибудь. Протестная реакция застревающих – месть
4 Истероидный (Демонстративный) Предпочитают различные формы шантажа: «если ты не сделаешь это, то я …» (далее следует угроза, действительно не оставляющая равнодушным собеседника, ибо демонстративные подростки проницательны и знают, чего он боится: с родителями, например, предпочитают угрозы, направленные на себя: «Я умру», « Я не знаю, что с собой сделаю» и т. д.). Для подростков этого типа характерна внешнеобвиняющая реакция
5 Неустойчивый (Экстравертированный) Протестуют исподтишка, никогда в открытую; обвиняют всех, но не себя; с готовностью обещают и никогда не держат слово. Их протест неосознан, просто они делают «как все» (имеется в виду члены компании)
6 Лабильный (Аффективно-экзальтированный) Плачут, но причиной неудач считают скорее внешние обстоятельства, чем себя
7 Сензитивный (Эмотивный) Не имеют выраженных протестных реакций, если только не доведены до отчаяния (или если их спровоцировали). Во всем обвиняют только себя, причем, как правило, необъективно; в крайних обстоятельствах возможны попытки самоубийства
8 Астеноневротический (Дистимический) Протестуют редко, их протестные реакции настолько вытеснены из состояния, что проявляются в виде реальных болезненных симптомов: аллергией, повышений температуры
9 Психастенический (Педантичный) По форме протеста напоминают сенситивных, протест их принимает словесную форму: «бурчат», ругаются, но всегда избегают поступков, во всем винят себя
10 Конформный Протестуют в тех же формах, что и члены их группы
11 Циклоидный (Аффективно-лабильный) В «хорошей» фазе по форме протеста напоминают гипертимных, в «плохой» фазе агрессия может быть направлена на себя

При сниженной социально-психологической дезадаптации подростков с акцентуациями характера каждый тип акцентуации имеет свои «сильные стороны» характера, благодаря которым степень социально-психологической адаптации сохраняется в большинстве случаев в пределах нормы. В работе психолога с подростками необходимо учитывать сильные стороны акцентуаций характера, чтобы использовать их в процессе психологической коррекции социальной дезадаптации. Сильные стороны подростков с различными акцентуациями характера представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Сильные стороны подростков различных типов акцентуации характера

Тип акцентуации Сильные стороны характера
1 Гипертимный (Гипертимический) Активность; выносливость; умение вызывать доверие; общительность; находчивость в нестандартных и стрессовых ситуациях; готовность брать ответственность на себя
2 Шизоидный (Интровертированный) Способность к принятию нестандартных решений, «холодный» ум, не подверженный субъективным и эмоциональным воздействиям; увлеченность и глубокое знание того, чем интересуется; как правило, информированность и склонность к точным фактам; способность к точным фактам; способность долго работать в одиночестве, поленезависимость
3 Застревающий Огромное упорство в достижении поставленной цели, пунктуальность и обязательность; выносливость и внимание к мелочам, деталям; стремление все сделать досконально, а не поверхностно
4 Истероидный (Демонстративный) Артистизм; развитая интуиция; способность к перевоплощению; стремление к яркому, нестандартному; способность заражать окружающих силой собственных чувств
5 Неустойчивый (Экстравертированный) Умение не переутомляться и получать сильные и яркие впечатления от жизни ежедневно; доверчивость и преданность группе
6 Лабильный (Аффективно-экзальтированный) Мягкость и способность к сопереживанию; быстрая смена «плохого» настроения «хорошим»; развитое чувство благодарности к тем, кто проявляет к ним теплые чувства
7 Сензитивный (Эмотивный) «тонкокожесть», острое нравственное зрение, способность чувствовать внутреннюю истинную суть происходящего; ориентация на истинные, а не показные чувства людей
8 Астеноневротический (Дистимический) Повышенная чувствительность; способность рассчитать свои силы
9 Психастенический (Педантичный) Заботливость и способность брать на себя ответственность за здоровье и благополучие других; чувство эмоциональной привязанности к матери и близким; ответственность за порученное дело; способность проверять и перепроверять все до мелочей
10 Конформный Преданность группе; консерватизм; стремление к устойчивости и стабильности

Кроме перечисленных индивидуальных преимуществ подростков с различными типами акцентуации характера существуют также сильные стороны подростков, соответствующие общим закономерностям психологии развития. Во-первых, к подростковому возрасту развитие всех психических процессов, включая мышление, достигает апогея и оптимального уровня функционирования. Во-вторых, в отличие от взрослых, у подростков еще не сформирована определенная «шаблонность» мышления и поведения, и существует возможность выработать оптимальные способы взаимодействия с самим собой и окружающим миром. Таким образом, вероятность эффективности коррекционной работы психолога с подростками является высокой.

Психолого-педагогическое изучение типов акцентуации характера в настоящее время еще только намечается. Однако очевидно, что подросткам разных типов акцентуации характера требуются различные подходы в воспитании и обучении. К сожалению, в настоящее время индивидуальные различия в учебно-воспитательном процессе в большинстве случаев не учитываются.

[1] Типы акцентуации характера перечислены в соответствии с классификацией А.Е.Личко. В скобках указаны схожие типы акцентуации классификации К.Леонгарда.

Далее: Понятие «кадетство». История развития кадетства в России