Рекомендации

Согласно результатам проведенного в данной работе эмпирического исследования, на личностные особенности подростков-кадетов оказывает влияние неблагополучие семей, выходцами из которых являются испытуемые, принявшие участие в исследовании. Полученные данные свидетельствуют о целесообразности развития психологической службы и применения систематизированного подхода к психологическому сопровождению обучающихся подростков.

В настоящее время психологическая наука обладает множеством данных, позволяющих ослабить и устранить негативное влияние неблагополучных семей и других факторов, препятствующих личностному развитию. Такого рода мероприятия объединены понятием «социально-педагогическое сопровождение»: «социально-педагогическое сопровождение – это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации подростков; перспектив их личностного роста» [49, с.26].

Основные концептуальные положения, на которых строится социально-педагогическое сопровождение, следующие:

  1. Естественное развитие личности подростков первично. Подросток – не только и не столько объект социально-педагогического воздействия в процессе коррекционной работы, но он в первую очередь – активный субъект взаимодействия с родителями, учителями, социальным педагогом, психологом в ходе реализации коррекционно-развивающей программы. Реальные изменения в личностных образованиях подростка возможны только при наличии у него мотивации к самоизменению и самосовершенствованию.
  2. Социокультурное развитие подростка проходит через его соприкосновение с ок­ружающей средой и освоение этой среды. В процессе реализации программы соци­ально-педагогического сопровождения неослабевающее внимание необходимо уделять влиянию различных факторов среды на раз­витие и социализацию подростка. Не секрет, что факторы среды несут в себе много нега­тивного, но пытаться изолировать ребенка от внешнего мира ни в коем случае нельзя. Воспитательный процесс не должен стано­виться инкубационным, когда подросток подвержен влиянию только положительных факторов. Социальный педагог должен уметь тактично помочь подростку разобрать­ся в том, что хорошо и что плохо.
  3. В качестве исходного критерия оценки эффективности процесса социально-педагогического сопровождения выступают разви­тие индивидуальных качеств подростка, спо­собности обнаруживать у себя новые творческие ресурсы и стремление делать собст­венные открытия, изучая себя как личность. В процессе социально-педагогического сопровождения личность подростка высту­пает не как пассивный объект воздействия, а как активный субъект взаимодействия с со­циальным педагогом, психологом, учителя­ми, родителями. Ребенку невозможно навя­зывать какие-либо изменения в нем самом. Только в том случае, если у ребенка будет сформирована мотивация на необходимость личностных изменений, процесс социально-педагогичес-кого сопровождения начнет функционировать.

Исходя из вышеизложенного, можно определить две основные цели социально-педагогического сопровождения:

  1. Сохранение естественных механизмов развития подростков, предотвращение условий, способных деформировать характер.
  2. Формирование у подростка потребности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию [49, с.26-27].

В соответствии с целью различаются следующие функции социально-педагогического сопровождения [49, с.27]:

  1. Восстановительная – предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростков до дезадаптации.
  2. Компенсирующая – проявляется в формировании у подростков стремления устранить тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, где он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации.
  3. Стимулирующая – выражается в поддержании тех положительных личностных образований, которые есть у подростков.
  4. Корректирующая – заключается в исправлении тех негативных характерологических изменений, которые произошли у подростка с возникновением дезадаптации.
  5. Социализирующая – направлена на предоставление возможностей подростку для социального развития и социального познания – формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности.

Процесс социально-педагогического сопровождения включает в себя следующие этапы [49, с.29-31]:

  • I этап – диагностика психического и социального здоровья подростка (тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда и т.п.);
  • II этап – анализ полученной информации. На основе анализа определяются группы подростков, которым необходима социально-психолого-педагогическая поддержка;
  • III этап – совместная разработка рекомендаций для подростка, педагогов, классного руководителя, родителей, составление планов комплексной помощи для каждой группы дезадаптированных подростков;
  • IV этап – консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем подростка;
  • V этап – выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения;
  • VI этап – анализ выполнения рекомендаций всеми участниками;
  • VII этап – дальнейший анализ развития подростка.

На VI этапе социально-педагогического сопровождения разработанные мероприятия совершенствуются, что обусловливает высокую и растущую эффективность предлагаемых мероприятий.

Далее: Заключение