Понятие «кадетство». История развития кадетства в России

Слово «кадет» французского происхождения и переводится как «младший» [5]. В русском языке понятие «кадет» трактуется намного шире: это не чин и не звание, а состояние души, воспитанной на личных традициях славной, героической истории нашего отечества. Кадеты придерживались девиза: «Жизнь – Родине, честь – никому!».

История первых кадетских корпусов в России начинается с подписания 29 июля 1731 г. племянницей Петра Великого императрицей Анной Иоанновной «Указа об учереждении корпуса кадетов шляхтских детей». В частности, в нем было сказано: «Учредить корпус кадет, состоящий из 200 человек шляхтских детей от тринадцати до осмнадцати лет как российских, так и эстляндских и лифляндских провинций, которых обучать арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам» [6].

18 ноября 1731 года императрица утвердила устав Кадетского корпуса, в котором давался полный перечень наук для изучения молодыми дворянами. В первом классе кадеты изучали общеобразовательные дисциплины и основы военного дела, причем срок обучения здесь не устанавливался, а зависел от исходного уровня домашнего образования. После окончания первого класса отдельно решалась судьба каждого кадета: в зависимости от результатов учебы и склонностей молодого человека ему определялись предметы для обучения в трех старших классах. В них занимались еще 5-6 лет.

Поскольку русских профессоров и учителей в те годы было крайне мало, кадеты должны были слушать лекции на латинском, французском и немецком языках, а также читать литературу, привезенную иностранными преподавателями из-за границы. В старших классах завершалась общеобразовательная подготовка и начиналось преподавание дисциплин высшей специальной школы. Молодые люди изучали историю, географию, геральдику, риторику, мораль, юриспруденцию, артиллерию, фортификацию и другие науки. Поскольку кадеты постоянно находились в здании корпуса на Васильевском острове, в бывшем доме князя А.Д.Меньшикова, то учебно-воспита-тельное воздействие на них оказывалось весьма эффективным.

Система воспитания в военных училищах строилась на основе «Положения о военных училищах» от 1894 г., в котором на первое место ставилась военно-воспитательная подготовка молодых людей, необходимая для службы в войсках. В соответствии с ним цели военного воспитания заключались [5]:

  1. «В глубоком укоренении чувства долга верноподданнического и воинского;
  2. В образовании честного, строго исполнительного и мужественного характера.
  3. В развитии и упрочении сознания о высоком значении воина, призванного к защите престола и Отечества.
  4. В прочном усвоении воинской дисциплины и чиноположения.
  5. В поддержании между юнкерами духа доброго товарищества с должной в порядке службы подчиненностью к старшим из них по значению».

Принципиальным отличием российских кадетских корпусов от европейских было то, что юношей готовили не только к сугубо военной карьере как таковой, но и к государственной службе на гражданском поприще. К началу XX века система кадетских корпусов приняла форму, максимально отвечающую российскому укладу жизни, потребностям государства и общества. В кадетских корпусах сформировалась своеобразная духовная атмосфера, которая способствовала воспитанию чувств товарищества и братства, долга и чести, благородства и верности своему отечеству. К 1917 г. в России насчитывались 31 кадетских корпус.

На протяжении почти трех веков, со времен Петра Великого, воспитанники кадетских корпусов являлись славой и гордостью русского народа, они дали не только России, но и всему миру выдающихся полководцев, государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры. В числе выпускников кадетских корпусов – фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, маршал Тухачевский, генералы Брусилов и Карбышев, адмиралы Ушаков, Нахимов и Колчак, художники Федоров, Верещагин, Боголюбов, писатели Радищев, Достоевский, Толстой, физиолог Сеченов, географ Кропоткин [6].

В 1943 г. было принято решение о создании суворовских военных училищ по типу дореволюционных кадетских корпусов, и в таком качестве они просуществовали до 1956 г.

Затем к этому опыту обратились уже в начале 1990-х гг. прошлого век: во-первых, обществу потребовались здоровые, талантливые, образованные, патриотически настроенные личности. Во-вторых, в этом увидели возможность в какой-то мере решить острейшие социальные проблемы, захлебнувшие общество, т.е. побороть растущую беспризорность и наркоманию. Третьей причиной послужило стремление многих материй-одиночек, потерявших на военной службе кормильцев, дать своему ребенку не только качественное образование, но и обеспечить им достойное будущее.

На современном этапе правовой базой для создания кадетского корпуса (официально это звучит как создание кадетской школы-интерната или кадетской школы) в системе Минобрнауки являются следующие документы:

  • Закон РФ «об образовании»;
  • «Положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и Кадетских корпусах», утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.06.1996г. №696;
  • Постановление Правительства РФ от 15.11.1997г. №1497, утвердившее «Типовое положение о кадетской школе» [5].

Далее: Учебно-воспитательная программа современных кадетских образовательных учреждений