Особенности самооценки подростков-кадетов

Для диагностики самооценки подростков в проведенном исследовании применялась методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан, включающая 3 шкалы: «Здоровье», «Ум», «Характер», а также шкалу самооценки, показатели по которой определяются путем подсчета общей суммы баллов по тесту. Диапазон возможных значений по трем шкалам составляет от 1 до 9, по итоговой шкале – от 3 до 27 баллов. Первичные результаты исследования представлены в приложении 1.

Средние показатели по шкалам данной методики в группах кадетов и учащихся общеобразовательной школы, выявленные по результатам проведенного исследования, представлены в таблице 3.1 и на рисунке 3.1.

средние показатели самооценки

Таким образом, средние показатели самооценки школьников мужского пола подросткового возраста по шкалам «Ум», «Характер» и по итоговому показателю соответствуют средним показателям по методике и отражают адекватную самооценку. Средний показатель школьников по шкале «Здоровье» находится на границе между средним и высоким: подростки, обучающиеся в общеобразовательной школе, склонны высоко оценивать свои физические возможности.

самооценка

Рис.3.1. Средние показатели самооценки в группах подростков

Средние показатели кадетов по всем шкалам методики соответствуют средним показателям по методике и отражают адекватную самооценку.

По результатам статистической обработки с применением t-критерия Стьюдента выявлены значимые различия средних показателей в группах кадетов и школьников по шкале «Здоровье» и по итоговой шкале самооценки (в обоих случаях р=0,001). Результаты статистической обработки первичных данных исследования представлены в приложении 2. Таким образом, самооценка здоровья и общая самооценка кадетов в среднем статистически значимо ниже, чем самооценка здоровья и общая самооценка учащихся общеобразовательной школы.

Вероятно, различие самооценки здоровья обусловлено тем, что эталоны, на которые ориентируются кадеты, осуществляя самооценку здоровья, отличаются от эталонов, на которые ориентируются школьники. В учебно-воспитательной программе кадетских образовательных учреждений особое место принадлежит физическому воспитанию и физической подготовке мальчиков-подростков к службе в армии. Под влиянием такого рода занятий кадеты ставят для себя более высокие цели, стремятся к достижению более высокого уровня физического здоровья, чем школьники. Кроме того, усиленно занимаясь физкультурой, кадеты имеют большую возможность оценить свое здоровье и его недостатки, чем учащиеся общеобразовательных школ.

Различие показателей общей самооценки кадетов и школьников, возможно, обусловлено тем, что кадеты-участники проведенного исследования – дети из неблагополучных семей. Как было отмечено в п.1.1, под влиянием эмоционального отвержения родителей, которое чаще всего встречается в неблагополучных семьях, самооценка детей снижается.

Это предположение подтверждается результатами корреляционного анализа (приложение 3), согласно которым все показатели самооценки находятся в статистически значимой прямой связи между собой. Поскольку трудно предположить настолько тесную связь между оцениваемыми параметрами (здоровье, ум, характер), то, видимо, прямая связь показателей обусловлена тем, что все они формируются под влиянием одних и тех же субъективных факторов, среди которых, вероятно, большое значение имеет родительское отношение.

Таким образом, к личностным особенностям подростков-кадетов относится более адекватная самооценка здоровья в сравнении с самооценкой учащихся общеобразовательных школ. Кадеты из неблагополучных семей, кроме того, отличаются более низкой общей самооценкой.

Далее: Ценностные ориентации подростков-кадетов