Основные методологические принципы исследования

Методологическую основу исследования составила общая методология и  специальная методология психологии. Работа построена на следующих общенаучных методологических принципах:

  1. Принцип системности. Заключается в понимании явлений как находящихся в четкой взаимосвязи друг с другом и являющихся элементами единой системы. Для того, чтобы исследовать или познать свойства объекта и процесс его развития, следует рассматривать процесс взаимодействия данного объекта в системе, к которой он принадлежит.
  2. Принцип детерминизма. Заключается в постулировании причинной обусловленности всех явлений. Исходя из принципа системности, каждое явление нельзя рассматривать вне его взаимодействия с другими явлениями, оказывающими влияние на данное явление. Любые изменения, происходящие с явлением, необходимо рассматривать как закономерный итог функционирования системы, элементом которой выступает данное явление.
  3. Принцип диалектичности. Данный принцип сформулирован Ф. Энгельсом и заключается в понимании любого нового качества объекта как следствия перестройки его внутренней структуры, вызванной требованиями взаимодействия. В процессе эволюции любого многоуровневого образования каждый последующий уровень возникает на основе предыдущего и преобразует его, оставляя за ним определенную роль в регуляции жизнедеятельности.
  4. Принцип развития. Развитие – это процесс приобретения объектом принципиально нового свойства как результат реализации отношений. Развитие предполагает преодоление той меры, в границах которой происходит процесс только количественного изменения объекта и предусматривает изменение качества.

В основе данного исследования также лежат следующие методологические принципы психологии:

  1. Принцип единства сознания и деятельности. Данный принцип вытекает из общенаучного принципа системности. Он сформулирован С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и Л.С. Выготским и констатирует взаимосвязь и взаимообусловленность сознания и деятельности: сознание, с одной стороны, формируется, с другой – проявляется в деятельности. Деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием ее адекватного выполнения.
  2. Принцип психологического детерминизма – сформулирован С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым и преобразует общенаучный принцип детерминизма применительно к психологической науке: внешнее воздействие преломляется через психику человека и только после этого влияет на его реакции и поведение.

В соответствии с перечисленными общенаучными принципами и методологическими принципами психологии на развитие личности подростков-кадетов оказывают влияние следующие социальные факторы: во-первых, особенности семьи, в которой они воспитывались, во-вторых, особенности ближайшего социального окружения в период раннего, дошкольного и младшего школьного возраста (детский сад, школа) и в текущий период, в-третьих, факторы, имеющие непосредственное отношение к обучению и воспитанию в условиях кадетского корпуса: дополнительные образовательные дисциплины с военно-патриотическим и гражданским уклоном и дисциплины, связанные с подготовкой к службе в армии. Кроме воздействия социальных факторов в ходе изучения особенностей подростков-кадетов необходимо учитывать влияние биологических факторов. Совокупность биологических и социальных факторов обусловливает общие особенности подросткового периода и индивидуальные особенности подростков-кадетов.

Далее: Методики исследования