Методики исследования

В соответствии с целью и задачами эмпирического исследования для изучения психолого-педагогических особенностей подростков, обучающихся в кадетских образовательных учреждениях, были подобраны следующие диагностические методики:

Для диагностики иерархии ценностных ориентаций подростков применялся сокращенный вариант методики М. Рокича [52, с.421], состоящей из двух списков ценностей. В первом списке содержатся терминальные ценности (ценности-цели), во втором – инструментальные (ценности-средства). В проведенном исследовании диагностика проводилась только по второму списку ценностей. Испытуемым предлагалось в зависимости от степени значимости данной ценности для себя присвоить каждой из ценностей от 1 до 10 баллов, где 1 – самая низкая степень значимости, 10 – самая высокая.

Список инструментальных ценностей:

  1. аккуратность;
  2. воспитанность;
  3. жизнерадостность;
  4. исполнительность;
  5. независимость;
  6. непримиримость;
  7. образованность;
  8. ответственность;
  9. рационализм;
  10. самоконтроль;
  11. смелость;
  12. твердая воля;
  13. терпимость;
  14. широта взглядов;
  15. честность;
  16. трудолюбие.

Для диагностики самооценки подростков применялась методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан [33, с.559], включающая 4 шкалы: «Здоровье», «Ум» и «Характер». Каждая шкала содержит 9 утверждений, отражающих степень выраженности свойства, заключенного в смысловом названии шкалы: от «самые больные» до «самые здоровые» по шкале «Здоровье», от «самые глупые» до «самые умные» по шкале «Ум» и аналогично по другим шкалам. Испытуемым необходимо условно определить свое «место» на каждой шкале.

По результатам диагностики определяется балл данного испытуемого по каждой шкале и общий балл, отражающий самооценку респондента. Показатели по шкалам варьируют в диапазоне от 1 до 9 баллов, итоговый показатель – от 4 до 27 баллов.

Для диагностики волевых свойств респондентов применялась методика «Самооценка силы воли» [33, с.532], разработанная Обозовым А.А. (1997). Методика содержит 15 вопросов, касающихся проявлений силы воли человека. Испытуемым предлагается на каждый из перечисленных вопросов ответить «да», «нет» или «не знаю». Результат диагностики представляет собой сумму набранных баллов, которая может варьировать в диапазоне от 0 до 30 баллов. Интерпретация результатов производится следующим образом: 0-12 баллов – сила воли слабая; 13-21 балл – сила воли средняя; 22-30 баллов – сила воли большая.

Для диагностики акцентуаций характера подростков в проведенном исследовании применялся тест-опросник Шмишека [33, с.589], содержащий 88 вопросов. На каждый вопрос испытуемым необходимо ответить «да» или «нет». По результатам диагностики подсчитывается сумма баллов по 10 шкалам:

  1. Демонстративный тип;
  2. Застревающий тип;
  3. Педантичный тип;
  4. Возбудимый тип;
  5. Гипертимический тип;
  6. Дистимический тип;
  7. Тревожный тип;
  8. Экзальтированный тип;
  9. Эмотивный тип;
  10. Циклотимный тип.

Показатели по каждой шкале могут варьировать в диапазоне от 0 до 24 баллов. Показатели менее 15 баллов свидетельствуют об отсутствии акцентуации характера по данному типу; от 15 до 19 баллов – о тенденции к тому или иному типу темперамента, 20 и более баллов – об акцентуации характера по данному типу.

Для диагностики уровня личностной тревожности испытуемых применялся тест Ч.Д.Спилбергера, адаптированный Ю.Л.Ханиным [33, с.376]. Тест содержит 20 вопросов, на каждый из которых испытуемым необходимо выбрать один из предложенных вариантов ответа: «почти никогда», «иногда», «часто» или «почти всегда». Обработка результатов производится в соответствии с ключом. Итоговый показатель менее 31 балла свидетельствует о низком уровне тревожности, 31-45 баллов – о среднем уровне тревожности, 46 и более баллов – о высоком уровне тревожности.

Для диагностики социально-психологической адаптации испытуемых применялся модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения» [33, с.649]. Тест направлен на диагностику отношения подростка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний.

Во всех окончаниях фраз, направленных на изучение отношения подростка к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи, признаки напряженности, конфликта рассматриваются как признаки дезадаптации. Если в окончании предложения имеются признаки умеренного нарушения отношений, то по данной шкале начисляется 1 балл; если признаки серьезного нарушения – то 2 балла. По результатам диагностики определяется итоговый показатель по методике, отражающий степень социально-психологической дезадаптации подростка: чем больше показатель, тем выше уровень дезадаптации.

Таким образом, для эмпирического исследования по изучаемой теме были подобраны методики, направленные на диагностику различных аспектов развития личности подростков.

Далее: Методы обработки эмпирических данных