Характерологические особенности подростков-кадетов

Для диагностики акцентуаций характера испытуемых в проведенном исследовании применялась методика Шмишека, содержащая шкалы, соответствующие типам акцентуации характера в классификации Леонгарда. Показатели по шкалам данной методики могут варьировать в диапазоне от 0 до 24 баллов.

Средние показатели по шкалам теста Шмишека в группах кадетов и школьников, выявленные по результатам эмпирического исследования, представлены в таблице 3.3 и на рисунке 3.4.

акцентуации

Таким образом, учащимся общеобразовательной школы мужского пола подросткового возраста в наибольшей степени свойственны качества экзальтированного, эмотивного и циклотимного типов акцентуации характера; для кадетов наиболее характерны свойства гипертимического, эмотивного и циклотимного типов.

Возможно, более высокая степень выраженности качеств эмотивной и циклотимной акцентуации в обоих группах в сравнении с другими акцентуациями обусловлена возрастными особенностями подросткового периода, отмеченными в п.1.1. Физиологические особенности пубертатного периода обусловливают дисбаланс нервной и эндокринной регуляции функций организма, что приводит к неуравновешенности, «перепадам настроения», резкой смене состояний организма и психики подростков, т.е. к увеличению степени выраженности свойств циклотимной акцентуации. Становление самосознания, Я-концепции личности во время подросткового периода определяет повышенную чувствительность подростка к внешним воздействиям, особенно имеющим то или иное отношение к самооценке, что приводит к усилению остроты и глубины эмоций, характерным для эмотивного, а также экзальтированного типа акцентуации, оказавшегося наиболее характерным для подростков, обучающихся в общеобразовательной школе.

характер

Рис.3.4. Средние показатели силы воли в группах кадетов и школьников

Согласно результатам статистической обработки первичных данных с применением критерия Стьюдента выявлены значимые различия в группах кадетов и школьников средних показателей выраженности качеств демонстративного, тревожного, экзальтированного (во всех случаях р=0,001) и возбудимого (р=0,01) типов акцентуации характера. Средние показатели выраженности свойств возбудимого типа выше у кадетов, чем у школьников, средние показатели по остальным типам акцентуации выше у школьников.

Более высокие показатели выраженности свойств возбудимого типа у кадетов в сравнении с школьниками, вероятно, обусловлены физиологическими особенностями испытуемых в группе кадетов. Известно, что возбудимый тип акцентуации формируется на основе биологических особенностей нервной системы. В проведенном исследовании участвовали кадеты из неблагополучных семей: возможно, негативные условия, воздействующие на детей в неблагополучных семьях (алкоголизм родителей, неполноценное питание и т.п.) привели к некоторым нарушениям развития и функционирования нервной системы, что и привело к усилению свойств, характерных для возбудимой акцентуации.

Более низкие показатели подростков-кадетов по демонстративному и экзальтированному типам акцентуации в сравнении с учащимися общеобразовательных школ того же возраста и пола, возможно, связаны с ценностными ориентациями кадетов. Неискренность, эгоцентризм и театральность демонстративного типа не сочетаются с классическим образом офицера, на который, как показали результаты данного исследования, ориентируются кадеты: офицер должен быть честным, самоотверженным и сдержанным, что исключает возможность проявления качеств демонстративного типа. Внешне проявляемая избыточная эмоциональность экзальтированного типа так же противоречит образу сдержанного офицера. Кроме того, близкая к военной дисциплина кадетских корпусов исключает возможность театральных проявлений демонстративного и бурных эмоций экзальтированного типа, и, согласно принципу единства сознания и деятельности, постепенно сводит на нет соответствующие акцентуации кадетов.

Выявленные по итогам проведенного исследования различия показателей по тревожному типу акцентуации в группах кадетов и школьников, вероятно, могут быть обусловлены двумя причинами. Тревожный тип, по которому в среднем набрано наименьшее число баллов у кадетов, характеризуется, так сказать, трусостью, что противоречит базовым ценностям кадетов, одной из которых является смелость. Поэтому кадеты, интериоризуя военно-патриотические ценности, могли как искоренить в себе качества тревожного типа, так и не признать их наличия в самих себе в ходе исследования, осознанно или неосознанно.

Таким образом, характерологические особенности личности кадетов связаны, в первую очередь, с военно-патриотическими ценностями, на которые они ориентируются, и потому степень выраженности свойств демонстративного, экзальтированного и тревожного типов акцентуации у подростков-кадетов снижена в сравнении с подростками из общеобразовательной школы. Для кадетов из неблагополучных семей также выявлены более высокие показатели степени выраженности свойств возбудимого типа в сравнении с показателями школьников.

Далее: Психологическая адаптация подростков-кадетов