Ценностные ориентации подростков-кадетов

Ценностные ориентации подростков-кадетов и школьников в проведенном исследовании измерялись на основе списка инструментальных ценностей (ценностей-средств) психодиагностической методики Рокича. Каждый подросток должен был оценить, в какой мере важна для него каждая из перечисленных ценностей по 10-балльной шкале.

Средние показатели значимости ценностей для подростков-кадетов и школьников представлены в таблице 3.2 и на рисунке 3.2.

значимость ценностей

ценности

Рис.3.2. Средние показатели значимости инструментальных ценностей в группах подростков-кадетов и мальчиков-подростков, обучающихся в общеобразовательной школе

Таким образом, наиболее значимыми в среднем ценностями для школьников подросткового возраста мужского пола являются жизнерадостность (7,8 балла), независимость (7,7 балла), смелость (7,2 балла), а для кадетов – твердая воля (8,7 балла), смелость (8,6 балла), независимость, ответственность и самоконтроль (по 8,2 балла).

По результатам статистической обработки с применением критерия Стьюдента выявлены значимые различия средних показателей значимости твердой воли, самоконтроля, трудолюбия (во всех случаях р=0,001), смелости, честности (р=0,01) и ответственности (р=0,02) в группах кадетов и школьников. Все перечисленные ценности являются в среднем более значимыми для кадетов, чем для школьников.

Содержательный анализ сущности перечисленных ценностей позволяет сделать вывод о том, что все инструментальные ценности, более значимые для кадетов, чем для школьников, ассоциируются с классическими качествами личности офицера. По-видимому, именно с классическим образом офицера связаны высокий уровень развития воли (твердая воля, самоконтроль, трудолюбие, ответственность), самоотверженность (смелость, трудолюбие), защита «чести мундира» (честность, ответственность).

Общность перечисленных ценностей, единство их принадлежности к одному и тому же образу подтверждается и тем, что, согласно результатам проведенного корреляционного анализа, степень значимости многих из них находится в прямой связи между собой (приложение 3).

Таким образом, вероятно, более высокая степень значимости для кадетов, чем для школьников, ценностей, связанных с волей, самоотверженностью и честностью, является итогом военно-патриотической направленности учебно-воспитательной программы, применяемой в кадетских корпусах.

Далее: Особенности развития волевых качеств кадетов