Теории агрессии

В современной социальной психологии вопрос о природе агрессивных тенденций продолжает оставаться открытым. Наиболее широкое распространение получили четыре основные группы теорий агрессии: теории инстинкта, теории побуждения, когнитивные теории и теории социального научения (18).

Теория инстинкта утверждает врожденное, биологическое происхождение агрессивных тенденций. Основателями теории инстинкта являются З. Фрейд и К. Лоренц.

С точки зрения З. Фрейда, человеческим поведением управляют два основных противоположно направленных механизма: влечение к жизни (эрос, инстинкт созидания) и влечение к смерти (танатос, инстинкт разрушения). И тот, и другой инстинкт изначально направлены на собственного носителя, и в результате возникает конфликт между сохранением жизни и ее разрушением. Конфликты решаются при помощи механизмов психологической защиты. Механизм проекции позволяет перенаправлять созидательные и разрушительные тенденции на внешние объекты: «Нужно разрушить другое и других, чтобы не разрушить самого себя, чтобы оградить себя от стремления к саморазрушению» (49). Таким образом, согласно психоаналитической теории, агрессия – это форма проявления влечения к смерти, направленного на внешний мир. Социально приемлемой альтернативой агрессивному поведению являются некоторые виды спорта, позволяющие направить энергию влечения к смерти в социально одобряемое русло и являющиеся в контексте данной теории одной из форм сублимации.

Многие последователи Фрейда и сторонники психоанализа усомнились в наличии врожденного инстинкта смерти, на их взгляд, противоречащего законам биологии, и считали, что агрессия лишь поставляет энергию, позволяющую преодолевать препятствия на пути к удовлетворению других влечений (43). Однако наличие инстинкта разрушения и генерация энергии для преодоления препятствий не являются взаимоисключающими явлениями.

С точки зрения К. Лоренца, агрессия произошла от наличия у человека врожденного инстинкта борьбы за выживание и способствовала сохранению видов. Агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно и в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Развертывание агрессивных действий является совместной функцией количества накопленной агрессивной энергии и силы стимулов ее разрядки в непосредственном окружении. Таким образом, чем большее количество энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для возникновения агрессии в поведении (33).

Теории побуждения трактуют агрессию как реакцию человека на стимулы окружающей среды. Наиболее известной в данной группе теорий является теория фрустрации-агрессии, автором которой является Дж. Доллард и его коллеги. Согласно этой теории, источником агрессии является испытываемая субъектом фрустрация. Фрустрация – это реакция человека на субъективно непреодолимые препятствия на пути к удовлетворению какой-либо потребности. «Фрустрация – это состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями на пути к достижению цели или к решению задачи» (32). Степень фрустрации зависит от степени предвкушаемого субъектом удовольствия, силы испытываемой потребности, значительности препятствия, количества последовательных фрустраций и вероятности наказания (18). Торможение любого акта агрессии, таким образом, возможно и прямо пропорционально силе ожидаемого наказания.

Однако люди достаточно часто испытывают фрустрацию, но не всегда при этом ведут себя агрессивно. Еще И.П. Павлов в рамках исследования высшей нервной деятельности пришел к выводу, что «трудные жизненные положения вызывают то чрезвычайное возбуждение, то депрессию» (цит. по 32). Фрустрация приводит к готовности к агрессии, а не к самой агрессии, т.е. влияет не напрямую. При фрустрации люди реагируют целым комплексом защитных реакций, из которых лишь одна играет ведущую роль.

Таким образом, теории побуждения в целом не противоречат теориям инстинкта, т.к. и в том, и в другом случае агрессию можно рассматривать как попытку преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей. Источником агрессии можно считать возбуждение, возникшее в результате актуализации потребности, но энергия которого по каким-либо причинам не разрядилась на удовлетворение данной потребности.

Когнитивные теории агрессии (Л. Берковиц и другие) решающим фактором возникновения агрессии считают интерпретацию индивидом внешнего воздействия, например, как угрожающего или провокационного. Данная точка зрения так же не входит в противоречие с предыдущими: согласно Зильманну (18), стороннику когнитивных теорий, агрессия является следствием физиологического возбуждения. Высокий уровень возбуждения приводит к дезинтеграции когнитивных процессов, призванных тормозить деструктивные тенденции, и возникает сильная агрессия. При среднем или низком уровне возбуждения препятствия для развертывания когнитивных процессов отсутствуют и тормозящее влияние оказывается, что приводит к контролю над агрессией. Повышенная температура окружающей среды, шум, теснота, толпа, загрязненный воздух (18) снижают эффективность когнитивных процессов и приводят к повышению агрессивности.Когнитивные теории акцентируют ситуативные факторы возникновения агрессии.

Теории социального научения отражают взгляды бихевиористов на поведение человека. Согласно этой группе теорий, агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при наличии положительного подкрепления. Постоянное положительное подкрепление формирует условный рефлекс агрессивного реагирования на самые различные раздражители. Достижение успеха при проявлении агрессии может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно повторяющийся неуспех – силу тенденции торможения (47).

Теории научения добавляют социальный компонент в систему взглядов на агрессию, отраженных в предыдущих теориях. Выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий при наличии положительного подкрепления воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

Поведение человека есть функция совместно биологического, социального и ситуативного, поэтому в целом теории агрессии не противоречат друг другу, а лишь рассматривают различные факторы возникновения агрессии. Таким образом, исходя из основных теорий агрессии, можно выделить следующие факторы человеческой агрессивности:

faktory-agressivnosti

Далее: Биологические механизмы возникновения агрессии