Социальные механизмы возникновения агрессии

Личность человека формируется под воздействием, с одной стороны, биологических, с другой стороны, социальных факторов. Поэтому хоть агрессия и является естественной биологической реакцией человека, закрепленной генетически и являющейся врожденной, однако ее степень, интенсивность и форма проявления зависят от приобретенного социального опыта человека. «Уровень агрессивности, будучи биологически детерминированным, в человеческой среде подвергается определенным видоизменениям и определяется как степенью социализации, так и этнокультуральными нормами, требованиями, установками» (44). Ориентация человека на социальные требования обусловлена тем, что «в процессе культурного развития ослабляется инстинктивная детерминация поведения человека и он нуждается в «системе координат», определенных ценностных ориентирах, позволяющих человеку выжить в окружающем мире» (19). Поэтому, если для данной социальной общности характерно социальное одобрение агрессии, то закономерно произойдет усвоение агрессивного поведения представителями этой общности.

Усвоение агрессивного поведения в процессе индивидуальной жизни происходит путем социального научения. Основополагающая часть социального опыта усваивается человеком в период раннего детства. Социальное научение осуществляется преимущественно непосредственным социальным окружением (прежде всего, семьей) и средствами массовой информации (18). Семья, таким образом, осуществляет социальное влияние микросреды, средства массовой информации – социальное влияние макросреды.

Воздействие семьи происходит на основе наблюдения и участия ребенка в семейных отношениях. Семейные отношения представлены взаимоотношениями между родителями, отношением родителей к детям и взаимоотношениями между братьями и сестрами. Дети склонны воспроизводить те формы поведения, которые родители осуществляют по отношению друг к другу, т.е. важное значение для формирования агрессивности имеют взаимоотношения родителей. Кроме того, большая роль принадлежит стилю семейного воспитания: на формирование агрессивности влияет чрезмерный или недостаточный контроль со стороны родителей (18). «Проявлению агрессии способствуют дезорганизованный опыт раннего детства и дисфункциональные семейные отношения в условиях постоянных ограничений или родительской вседозволенности» (44). В результате агрессивных взаимоотношений в семье ребенок считает агрессию нормой человеческого взаимодействия.

Социальное научение через средства массовой информации реализовывается посредством наблюдения соответствующих моделей поведения. В результате многократного наблюдения агрессивных действий, прежде всего, с экранов телевизоров, происходят следующие изменения в психологической сфере личности:

  • Эффект снятия запретов путем пересмотра ограничений своего поведения;
  • Утрата эмоциональной восприимчивости;
  • Изменение индивидуального образа реальности (18).

Основные механизмы усвоения агрессивного поведения в процессе социального научения соответствуют психологическим закономерностям, исследованным в рамках теории бихевиоризма. «Научение тому, как, когда и что можно делать, происходит через наблюдение. Применение же приобретенных навыков зависит от ожиданий, связанных с наказанием или наградой в данных или похожих условиях» (25). Процесс социального научения проходит три стадии:

  1. Стадия наблюдения данной формы поведения и ее последствий;
  2. Стадия реализации данной формы поведения в собственном поведении;
  3. Генерализация раздражителя.

Переход от каждой предыдущей стадии к последующей определяется основным принципом бихевиоризма (закон эффекта) – последствия поведения определяют вероятность его повторения. Поэтому если последствия наблюдения агрессивного поведения других или реализации агрессии в поведении данного человека регулярно являются субъективно положительными, то агрессивное поведение закрепляется в системе поведенческих реакций этой личности. «Оборонительная стратегия, которая помогла однажды, может снова и снова использоваться в подобных и аналогичных ситуациях, все прочнее фиксируясь в личности» (53). Если, напротив, последствия применения агрессивных действий отрицательны, то закрепляется склонность подавлять агрессивные тенденции.

Механизм подкрепления называется обусловливанием. Выделяются четыре формы обусловливания (30). Классическое обусловливание, или выработка условных рефлексов, – это тип научения, при котором нейтральный раздражитель начинает вызывать реакцию после того, как он многократно сочетается с безусловным раздражителем. Оперантное обусловливание – это тип обусловливания, при котором организм получает подкрепление за произвольно порождаемую реакцию, реакция приводит в действие механизм подкрепления. При оперантном обусловливании поведение нельзя вызвать автоматически. Поведение должно иметь место до того, как оно может быть связано с вознаграждением. Обусловливание избеганием – это вид оперантного обусловливания, при котором подкрепление состоит в прекращении воздействия неприятного стимула. Контробусловливание – это устранение выработанной ранее условной реакции путем замещения ее новой условной реакцией на тот же самый стимул.

В результате подкрепления происходит генерализация раздражителя – распространение реакции с одного специфического раздражителя на другие похожие. Процесс генерализации раздражителя в теории бихевиоризма соответствует явлению переноса и проекции в психоанализе.

Таким образом, важнейшее значение для формирования агрессивности имеют условия общественной жизни в процессе развития личности. «Причины озлобленности каждого клиента скрыты в его жизненных обстоятельствах. Злость исторична, т.е. имеет свое прошлое, у каждого человека неповторимое. В течение жизни, особенно в детские годы, формируется индивидуальный стиль враждебности, т.е. из-за чего мы злимся, как накапливается и вымещается злость» (29). Агрессия с социальной точки зрения применяется при отсутствии навыков конструктивного решения проблем или предпочтения агрессивного поведения конструктивному.

Далее: Индивидуальные особенности проявления агрессивных тенденций