Взаимосвязь агрессивности с социальными и ситуативными факторами

Ситуативные факторы агрессивности (Агрессивность и фрустрированность). Согласно теоретическому анализу, проведенному в первой главе данной работы, к ситуативным факторам возникновения агрессивности относится фрустрация. Результаты корреляционного анализа агрессивности личности и уровня социальной фрустрированности по методике Вассермана представлены в таблице 3.10.

agressiya-i-socialnaya-frustrirovannost

Значимых корреляций между уровнем социальной фрустрированности и параметрами агрессивности личности не обнаружено. Выявлена тенденция к прямой зависимости между скрытой агрессивностью и социальной фрустрированностью. Видимо, непосредственно агрессивные реакции в поведении бывают вызваны ситуативными фрустрациями. Постоянная фрустрированность имеет место в том случае, когда агрессивные тенденции не реализуются в поведении, и энергия деструктивных тенденций накапливается во внутренней сфере личности, оказывая влияние на скрытую агрессивность.

Критерий Стьюдента не выявил параболических зависимостей между перечисленными переменными. Отсутствие значимых зависимостей между фрустрированностью и агрессивностью может быть связано с небольшой дисперсией фрустрированности по данной выборке.

Социальные факторы агрессивности (Агрессивность и родительское отношение). Ведущим социальным фактором агрессивности, согласно теоретическому анализу, проведенному в первой главе данной работы, является стиль родительского воспитания ребенка. Результаты корреляционного анализа параметров агрессивности и аспектов родительского отношения сведены в таблицу 3.11.

agressiya-i-roditelskoe-otnoshenie

Выявлены значимые прямые связи между шкалой принятия ребенка и вербальной агрессивностью, между шкалой симбиоза и агрессивностью, направленной на себя. Общее эмоционально положительное отношение к ребенку (принятие) способствует привыканию ребенка к приятной атмосфере жизнедеятельности и воспитывает в нем неумение решать проблемы конструктивным путем. Однако такие дети растут добрыми и неспособными к грубым формам агрессии. Поэтому во взрослой жизни фрустрирующие обстоятельства вызывают у них вербальную агрессию. Симбиоз родителей и ребенка воспитывает в нем чувство ответственности, в результате развивается интернальность личности и во взрослом состоянии человек чувствует собственную вину за фрустрирующие обстоятельства. Поэтому повышается уровень агрессии, направленной на себя.

Статистический анализ с использованием критерия Стьюдента выявил следующие параболические зависимости между перечисленными переменными: между физической агрессивностью и шкалой контроля; между общей агрессивностью и шкалой отношения к неудачам (рис. 3.11 и 3.12 соответственно).

agressiya-i-roditelskiy-kontrol

Рис. 3.11. График зависимости между физической агрессией и контролем

Низким и высоким значениям физической агрессивности соответствуют высокие значения по шкале контроля. Авторитарный стиль воспитания развивает либо привычку подавлять собственные желания, в том числе агрессивные, либо, наоборот, формирует яркий протест и тенденцию к решению проблем при помощи физической агрессии.

agressiya-i-otnoshenie-roditeley-k-neudacham

Рис. 3.12. График зависимости между общей агрессивностью и отношением родителей к неудачам ребенка

Если родители считают неудачи ребенка случайностью и верят в него (низкие значения по шкале отношения к неудачам) и если, наоборот, относятся к ребенку как к несмышленому существу и считают его неудачи закономерными (высокие значения по шкале отношения к неудачам), то у ребенка формируется общая высокая агрессивность. Это связано с тем, что в первом случае не развивается умение искать и находить конструктивные выходы из сложных ситуаций, а во втором случае оценка ребенка родителями формирует самооценку ребенка, и ребенок, вырастая, сам считает себя неудачником, в результате чего повышается агрессивность.

Таким образом, на формирование агрессивности влияют крайние формы родительского отношения. Слишком позитивное отношение к ребенку приводит к тому, что все проблемы ребенка решаются родителями, и в результате ребенок не приучается к самостоятельному поиску конструктивных выходов из фрустрирующих ситуаций, и поэтому повышается его агрессивность. Слишком отрицательное отношение к ребенку формирует в нем низкую самооценку, что так же приводит к повышению агрессивности.

Таким образом, в рамках ситуационного подхода уровень агрессивности связан со способами реагирования на фрустрацию: в случае постоянного подавления открытых проявлений агрессивных тенденций повышается уровень скрытой агрессии.

В рамках социального подхода стиль родительского воспитания определяет самооценку личности и умение либо неумение ребенка во взрослой жизни решать проблемы конструктивным путем. Неумение находить выходы из трудных ситуаций приводит к повышению агрессивности.

Далее: Факторный анализ исследуемых параметров