Основные методологические принципы исследования

Методологической основой данного исследования послужила методология социальной психологии, структура которой включает общую, специальную и частную методологию.

Общая методология – это философская основа науки, первичные философские понятия и принципы, лежащие в основе любой науки и любых научных исследований. Это система основных понятий и принципов, которые определяют границы предмета исследования, задают критерии валидности исследования, формируют критерии для оценки достоверности исследования.

В основе данной работы лежат следующие общенаучные методологические принципы:

  1. Принцип системности. Заключается в понимании явлений как находящихся в четкой взаимосвязи друг с другом и являющихся элементами единой системы. Для того, чтобы исследовать или познать новое свойство объекта и процесс его развития, следует рассматривать процесс взаимодействия данного объекта в системе, к которой он принадлежит. Поэтому агрессивность личности нельзя рассматривать в отрыве от других свойств личности человека.
  2. Принцип детерминизма. Заключается в постулировании причинной обусловленности всех явлений. Исходя из принципа системности, каждое явление нельзя рассматривать вне его взаимодействия с другими явлениями, оказывающими влияние на данное явление. Любые изменения, происходящие с явлением, необходимо рассматривать как закономерный итог функционирования системы, элементом которой выступает данное явление. Поэтому должны быть причины тому, чтобы агрессивная тенденция возникла, и причины тому, каким образом агрессивная тенденция проявится.
  3. Принцип диалектичности. Данный принцип сформулирован Ф. Энгельсом и заключается в понимании любого нового качества объекта как следствия перестройки его внутренней структуры, вызванной требованиями взаимодействия. В процессе эволюции любого многоуровневого образования каждый последующий уровень возникает на основе предыдущего и преобразует его, оставляя за ним определенную роль в регуляции жизнедеятельности. Данный принцип имеет отношение к рассмотрению агрессивности в филогенезе: агрессивные реакции присутствуют и у животных, однако не в том виде, в каком они проявляются у человека. Появление второй сигнальной системы и свойства социальности, а также развитие символической функции привело к преобразованию данного явления в соответствии с требованиями социума.
  4. Принцип развития. Развитие – это процесс приобретения объектом принципиально нового свойства как результат реализации отношений. Развитие предполагает преодоление той меры, в границах которой происходит процесс только количественного изменения объекта и предусматривает изменение качества. Поэтому агрессивность личности нельзя рассматривать в отрыве от динамики данного явления.

Специальная методология – это система понятий и принципов, используемых в рамках данной науки (социальной психологии).

В основе данной работы лежат следующие методологические принципы социальной психологии:

  1. Принцип единства сознания и деятельности. Данный принцип вытекает из общенаучного принципа системности. Он сформулирован С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым и Л.С. Выготским и констатирует взаимосвязь и взаимообусловленность сознания и деятельности: сознание, с одной стороны, формируется, с другой – проявляется в деятельности. Деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием ее адекватного выполнения. Применение агрессии формирует отношение к ней, которое может быть выявлено при помощи эмпирических методов исследования.
  2. Принцип социально-психологического детерминизма. Принцип психологического детерминизма сформулирован С.Л.Рубинштейном и А.Н.Леонтьевым и преобразует общенаучный принцип детерминизма применительно к психологической науке: внешнее воздействие преломляется через психику человека и только после этого влияет на его реакции и поведение. Принцип социально-психологического детерминизма предполагает причинно-следственную связь между психологическими явлениями и внешними социально-психологическими воздействиями, преломленными через психику человека. Следовательно, агрессивность как свойство личности возникает на основе социальных факторов и отражает особенности социальной среды, к которой принадлежит данный человек. При этом значительное влияние на форму и уровень агрессивного поведения оказывают личностные свойства данного индивида.
  3. Принцип многоуровневости организации социального объекта. Данный социально-психологический методологический принцип вытекает из общенаучных принципов развития и диалектичности и состоит в необходимости рассматривать социальные объекты (личность и группу) на каждом из трех уровней организации: физическом, биологическом, социальном. Каждый последующий уровень организации включает предыдущие и является их результатом в преобразованном виде. На физическом уровне агрессия должна рассматриваться как энергия, обладающая характеристиками направления и интенсивности. На биологическом уровне агрессия выступает как реакция адаптации организма к условиям окружающей среды. На социальном уровне агрессия оказывается рудиментарной и является феноменом, подверженным влиянию множества разнообразных социально-психологических факторов.
  4. Принцип соотношения индивидуального и общественного при исследовании социально-психологических явлений. При анализе любого социально-психологического явления необходимо учитывать, что человек строит свое поведение на одном из следующих уровней, связанных между собой обратной зависимостью:
    1. Индивидуальный уровень, человек как существо уникальное и не зависящее от других;
    2. Социальный уровень, человек как представитель сообщества.

Агрессия, как правило, относится к индивидуальному уровню, однако при наличии характерности соответствующих ценностей для данной социальной группы агрессия может проявляться на социальном уровне организации поведения человека.

Частная методология – это еще более узкий раздел методологии, включающий конкретные методы исследования (п. 2.3).

Далее: Методики исследования