Методики исследования

В зависимости от целей и задач исследования были подобраны 15 методик, которые можно разделить на 3 группы: методики диагностики агрессивности, методики диагностики личностных свойств и дополнительные методики.

Для диагностики агрессивности в связи с большим количеством различных подходов к данному феномену использовались несколько методик: тест Басса-Дарки, модификация теста Розенцвейга и опросник СОП (методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению).

  1. Опросник Басса-Дарки (4) направлен на диагностику агрессивности и включает 75 вопросов и 8 шкал:
  • Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  • Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  • Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  • Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  • Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  • Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

По результатам опросника Басса-Дарки вычисляются индексы враждебности и агрессивности. Индекс враждебности включает шкалы «обида» и «подозрительность», индекс агрессивности – шкалы «физическая агрессия», «раздражительность» и «вербальная агрессия». Нормой агрессивности, согласно методике, являются показатели 21±4 балла, враждебности – 6,5–7±3 балла.

  1. Для диагностики агрессивности была также использована модификация теста Розенцвейга (11). В данном тесте, основой которого явился известный тест Розенцвейга, испытуемые получают 24 разных рисунка. На этих рисунках представлены люди в различных эмоциогенных, близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуа­циях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, являет­ся то, что один человек в них проявляет в отношении другого такие действия, которые этим, вторым человеком могут быть по­няты по-разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие или оскорбительные, или случайные, совершенные неумышлен­но, по незнанию, без сознательного желания навредить или уни­зить другого человека.

Предполагается, что индивид с достаточно развитой агрессивностью на большинство действий подобного рода со стороны окружающих людей будет реагировать агрес­сией, причем даже тогда, когда действие другого человека не бы­ло вызвано стремлением причинить ему неприятности. Инди­вид, у которого личностная черта агрессивности выражена сла­бо, на подобные ситуации будет реагировать по-другому: друже­любно, стараясь разрядить возникшую напряженность, успоко­ить, не придать значения случившемуся и т.п.

Ответ испытуемого на каждую картинку анализировался отдельно и в результате анализ был отнесен к одной из двух категорий: агрессивных реакций или неагрессивных реакций. Затем подсчитывалось количество ответов в каждой из категорий и отношение числа агрессивных реакций к общему числу реакций.

  1. Опросник «СОП» (36) представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Опросник включает два варианта методики, ориентированных на мужскую и женскую часть популяции. Мужской вариант методики включает 98 вопросов и 7 шкал, женский вариант – 108 вопросов и 8 шкал (шкала принятия женской социальной роли в данном исследовании не использовалась). Мужской и женский варианты методики включают следующие общие шкалы:
  • Шкала установки на социальную желательность – предназначена для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности. Нормой по данной шкале, согласно методике, считается количество баллов от 50 до 60.
  • Шкала склонности к преодолению норм и правил – предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. Результаты ниже 50 баллов свидетельствуют о конформных установках испытуемого, 50-60 баллов – о нонконформистских установках, свыше 60 баллов – о чрезвычайной выраженности нонконформистских установок.
  • Шкала склонности к аддиктивному поведению – предназначена для измерения готовности реализовывать аддиктивное поведение. О предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психологического состояния свидетельствуют результаты свыше 50 баллов.
  • Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению – предназначена для измерения готовности реализовывать различные формы аутоагрессивного поведения. О наличии подобной тенденции свидетельствуют результаты свыше 50 баллов.
  • Шкала склонности к агрессии и насилию – предназначена для измерения готовности испытуемого реализовывать агрессивные тенденции в поведении. О склонности решать проблемы посредством насилия говорят результаты свыше 50 баллов.
  • Шкала волевого контроля эмоциональных реакций – предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Шкала имеет обратный характер, и о жестком самоконтроле свидетельствуют показатели ниже 50 баллов.
  • Шкала склонности к делинквентному поведению – измеряет предрасположенность к реализации делинквентного поведения (правонарушений). О наличии делинквентных тенденций свидетельствуют результаты свыше 50 баллов.

Вторая группа методик включала психологические тесты, направленные на измерение различных свойств личности. Подбор методик в эту группу осуществлялся в соответствии с классической схемой структуры личности в отечественной психологии (темперамент, характер, направленность, способности).

  1. Для диагностики типа нервной системы и на этой основе темперамента был использован личностный опросник Я. Стреляу (23). Опросник содержит 134 вопроса и 4 шкалы: сила по возбуждению, сила по торможению, подвижность и уравновешенность. Показатели по первым трем шкалам ниже 42 баллов свидетельствуют о низкой концентрации свойства, свыше 42 баллов – о высокой концентрации. Уравновешенность равна отношению силы по возбуждению к силе по торможению, и уравновешенным считается тот испытуемый, чьи результаты находятся в пределах 1±0,15 баллов.
  2. Для диагностики акцентуаций характера использовался патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко (23). Методика содержит 25 тем, в каждой из которых включено по нескольку утверждений. Испытуемый должен выбрать в каждой теме 1-3 утверждения, с которыми он согласен, и 1-3 утверждения, с которыми он не согласен. По результатам обработки определяется тип акцентуации характера испытуемого, согласно классификации Личко. Кроме того, методика содержит следующие дополнительные шкалы:
  • Определение отрицательного отношения к исследованию (диагностируется при количестве баллов 6 и более);
  • Склонность к диссимуляции (определяется путем сравнения результатов по данной шкале с результатами по следующей шкале);
  • Степень откровенности (определяется посредством сравнения результатов по данной шкале с результатами по предыдущей шкале);
  • Диагностика органической природы психопатии или акцентуации (при результатах 5 баллов и более диагностируется повышенная вероятность органической природы психопатии или акцентуации);
  • Оценка реакции эмансипации (4 балла и более означают выраженную реакцию эмансипации);
  • Оценка психологической склонности к делинквентности (склонность диагностируется по результатам от 2-4 балла);
  • Оценка психологической склонности к алкоголизации (склонность диагностируется по результатам 2 балла и более).
  1. Согласно одному из подходов, в структуру характера входит отношение человека к самому себе. Для диагностики самоотношения был использован тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева (7), включающая 57 вопросов. В данном исследовании использовались следующие шкалы этой методики:
    • Шкала S глобального самоотношения (максимальное количество баллов 28);
    • Шкала самоуважения (максимальное количество баллов 15);
    • Шкала аутосимпатии (максимальное количество баллов 16);
    • Шкала ожидания положительного отношения от других (максимальное количество баллов 13);
    • Шкала самоуверенности (максимальное количество баллов 8).
  1. Общие способности личности диагностировались в рамках интеллекта и креативности. Для диагностики интеллекта применялся тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (23), содержащий 176 заданий, распределенных по 9 субтестам. Максимальное количество баллов по тесту – 192.
  2. Для диагностики вербальной креативности использовался тест отдаленных ассоциаций С. Медника, адаптированный в лаборатории психологии способностей Института психологии Российской академии наук (22). Испытуемым предлагается 38 словесных триад, элементы которых принадлежат к взаимно отдельным ассоциативным областям. Испытуемому необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание. Результаты теста обрабатывались после сбора всех данных путем определения индекса оригинальности. Индекс оригинальности подсчитывался исходя из всего массива данных по формуле:

, где

Or – оригинальность данного типа ответов;

х – количество ответов данного типа;

Xmax – максимальное количество ответов в типе.

  1. Для диагностики невербальной креативности применялся краткий вариант теста Торренса, адаптированный в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук (22). Данный вариант теста Торренса представляет собой набор из 6 картинок с некоторым набором линий, используя которые испытуемому необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. Результаты теста обрабатывались исходя из всего массива данных путем определения индекса оригинальности. Индекс оригинальности подсчитывался по той же формуле, что и в тесте С. Медника.

Для диагностики направленности личности использовались 3 методики: «Ориентационная анкета», тест М. Люшера и модифицированный вариант теста М. Рокича.

  1. Методика «Ориентационная анкета» (3) содержит 27 вопросов, к каждому из которых предлагается по 3 варианта ответа, соответствующих трем видам направленности личности:
  • Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
  • Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
  • Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Обработка результатов производилась в соответствии с ключом к методике.

  1. Для диагностики потребностной сферы направленности личности был использован восьмицветовой тест М. Люшера (1). Испытуемому предлагается набор разноцветных карточек, которые необходимо распределить в порядке убывания их предпочтительности для данного человека. Теоретической основой данной методики является предположение о том, что в основе выбора цвета лежат психологические потребности человека:
  • Серый – отношение к коллективу, социальная интеграция. Принятие данного цвета означает замкнутость, социальную изоляцию, отвержение – участие. Выбор серого цвета диагностирует степень удовлетворенности потребности человека в социальных связях.
  • Синий – покой, изъявление чувств, душевная связь. Принятие данного цвета означает наличие интенсивной потребности в гармонии, отвержение – нарушение отношений с партнером. Синий цвет отражает потребности в покое и аффилиации.
  • Зеленый – уровень притязаний, оценка своего «Я». Принятие данного цвета означает наличие выраженной потребности в самоутверждении, тщеславие, отвержение – фрустрацию данной потребности. Зеленый цвет диагностирует состояние потребности в уважении и самоуважении.
  • Красный – жизненная динамика, уровень активности. Принятие красного означает энергичность, эмоциональность, доминантность, высокую активность, отвержение – астеничность. Красный цвет является показателем состояния стенических физиологических потребностей.
  • Желтый – отношение к внешнему миру, изменение. Принятие желтого свидетельствует о выраженной тенденции к самореализации, отвержение – фрустрацию данной потребности. Желтый цвет связан с потребностью в самоактуализации.
  • Фиолетовый – высокая сенсибилизация. Принятие данного цвета означает стремление очаровывать, отвержение – контроль чувствительности, конфликт между мотивом власти и аффилиации. Связь фиолетового цвета с потребностями обусловлена его структурой (смесь синего и красного цвета).
  • Коричневый – физические, витальные потребности тела, управление им. Принятие коричневого цвета свидетельствует о выраженной потребности в комфорте, бегстве от проблем в область телесного, отвержение – вытеснение и торможение физических потребностей. Коричневый цвет отражает состояние астенических физиологических потребностей.
  • Черный – отношение к абсолютному (судьба, смерть). Принятие черного символизирует протест, отвержение – значительное ограничение притязаний. Черный цвет отражает соотношение деструктивных и конструктивных потребностей человека.
  1. Для диагностики иерархии ценностных ориентаций была использована модификация методики М. Рокича (12), состоящая из двух списков ценностей. В первом списке содержатся терминальные ценности (ценности-цели), во втором – инструментальные (ценности-средства). Испытуемым предлагалось в каждом списке сравнить каждую из предлагаемых ценностей с каждой другой и занести свои ответы в специальные матрицы для сравнения ценностей. Затем подсчитывалось количество упоминании каждой из ценностей.

Список А:

  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  • здоровье (физическое и психическое);
  • интересная работа;
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  • наличие хороших и верных друзей;
  • общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  • продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  • развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  • развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  • счастливая семейная жизнь;
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  • творчество (возможность творческой деятельности);
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б:

  • аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  • воспитанность (хорошие манеры);
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  • жизнерадостность (чувство юмора);
  • исполнительность (дисциплинированность);
  • независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  • непримиримость к недостаткам в себе и других;
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  • ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  • смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
  • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  • честность (правдивость, искренность);
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  • чуткость (заботливость).

Дополнительные методики исследования (третья группа методик) были подобраны с целью эмпирической проверки теоретических концепций агрессивного поведения.

  1. Для диагностики социальных факторов агрессивности была использована модификация теста родительского отношения (10). В данном исследовании испытуемым предлагалось ответить на вопросы теста от имени своих родителей. Опросник содержит 61 вопрос, составляющих 5 шкал, выра­жающих собой те или иные аспекты родительского отношения:
    • Принятие — отвержение ребенка. Эта шкала выражает со­бой общее эмоционально положительное (принятие) или эмо­ционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
    • Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
    • Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, что­бы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это своеобразная контактность ребен­ка и взрослого человека.
    • Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
    • Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала по­казывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
  1. Для диагностики фрустрированности испытуемых с целью дальнейшего сопоставления ее с уровнем агрессивности была использована методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана в модификации В.В. Бойко (2). Данная методика направлена на фиксацию степени неудовлетворенности испытуемых социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Методика включает 20 пунктов, отражающих основные аспекты жизнедеятельности. По каждому из пунктов испытуемому предлагается оценить степень своей удовлетворенности данным аспектом жизнедеятельности по пятибалльной шкале (от 0 до 4 баллов). Затем подсчитывается средний балл по всем пунктам.
  2. Для диагностики психологической защиты личности применялась методика LSI («индекс жизненного стиля»), предложенная Р. Плутчиком, Г. Келлерманом и Х.Р. Контом (48). Методика включает 97 вопросов, составляющих 8 шкал, соответствующих основным механизмам психологической защиты:
  • Отрицание – отсутствие осознание травмирующих событий;
  • Подавление – блокирование травмирующей информации путем забывания;
  • Регрессия – возвращение к более ранним способам реагирования на травмирующие обстоятельства;
  • Компенсация – попытка исправления или нахождения замены существующей неполноценности;
  • Проекция – приписывание окружающим собственных негативных качеств при отсутствии осознания их наличия в себе самом;
  • Смещение – высвобождение скрытых эмоций на объектах, воспринимаемых индивидом как менее опасные, чем те, которые вызвали данные эмоции;
  • Рационализация – бессознательный контроль над эмоциями и побуждениями путем чрезмерного полагания на рациональное истолкование событий;
  • Реактивное образование – предупреждение выражения неприемлемых тенденций путем развития или подчеркивания противоположного поведения.

Далее: Методы обработки эмпирических данных