Интерпретация результатов исследования

Анализ эмпирического материала, проведенный в п. 3.1, обнаружил множество связей между различными видами агрессивности личности и изучаемыми факторами (биологическими, социальными, психологическими).

Ситуативным фактором агрессивности безусловно является фрустрация. Агрессивная тенденция возникает в тот момент, когда блокируется значимая для индивида потребность. Однако агрессивная тенденция может быть блокирована или может быть реализована в поведении в зависимости от совокупности биологических, социальных и психологических факторов. При этом блокированная тенденция может сохраняться в виде скрытой агрессии, если человек не находит конструктивных выходов из фрустрирующей ситуации, и может исчезать, если таковые находятся.

С биологической точки зрения агрессия является адаптационной реакцией организма на негативные условия окружающей среды. Биологический уровень организации человека претерпел значительные преобразования и агрессия в системе реакций человека на условия социальной среды может быть рассмотрена как деструктивная реакция, имеющая антисоциальный оттенок, в противоположность конструктивным реакциям, не имеющим антисоциального оттенка. Однако агрессивные тенденции биологического уровня продолжают возникать, и человеку приходится их подавлять при помощи механизма торможения.

Индивидуальные различия агрессивности на биологическом уровне сводятся преимущественно к соотношению силы процессов возбуждения и торможения: если процесс возбуждения сильнее процесса торможения, то агрессивная тенденция оказывается сильнее механизмов ее подавления, и такой человек скорее всего будет агрессивным. Если торможение сильнее возбуждения, то агрессивные тенденции слабее механизмов подавления, и такой человек имеет все биологические основания не быть агрессивным.

Однако агрессивные тенденции, как это ни пессимистично, присутствуют если не у всех, то у подавляющего большинства людей, и если они подавляются и не проявляются в поведении человека, то сохраняются в форме скрытой агрессии (враждебности). Поэтому индивидуальные различия определяют лишь форму проявления агрессии, а не ее наличие или отсутствие. Механизмы психологической защиты как альтернативные формы реагирования являются иррациональными и в зависимости от содержания могут лишь усиливать агрессивные тенденции, но не подавлять их.

С социальной точки зрения агрессия является формой поведения, реализуемой членами практически всех социальных групп, что наблюдается и усваивается остальными членами группы с самого детства. Большое значение при этом имеют семья и средства массовой информации.

Однако агрессия является социально неприемлемой формой поведения, поэтому степень подверженности человека социальным нормам оказывает влияние на степень реализации агрессивных тенденций в его поведении.

Зависимость агрессивности от социальных факторов (социального научения) также осуществляется тем, к каким способам реагирования на фрустрирующие обстоятельства будет приучен тот или иной индивид: к конструктивным или деструктивным. Это зависит от стиля семейного воспитания: если родители решают все проблемы ребенка самостоятельно, то во взрослой жизни к поиску конструктивных выходов он оказывается не приучен, и ему приходится реализовывать деструктивные реакции (агрессию).

Социальные факторы, кроме того, оказывают влияние на агрессивность опосредованно: формируя личностные свойства, такие как самооценка, ответственность и т.д. Впоследствии эти свойства определяют подверженность человека фрустрациям и конкретные формы реагирования на эти фрустрации.

Психологические факторы агрессивности изучались в данной работе в рамках классических отечественных представлений о структуре личности (темперамент, характер, направленность, способности). В связи с тем, что все свойства личности, как и агрессивность, формируются на базе совокупности биологических и социальных факторов, личностные характеристики лишь опосредуют влияние социальных и биологических факторов на формирование агрессивности.

С биологическими факторами агрессивности связаны такие свойства личности, как темперамент, креативность и воля. Темперамент и креативность сами по себе не оказывают влияния на агрессивность, но формируются на той же основе (соотношение силы нервных процессов, активности полушарий). Воля имеет особое значение, т.к. ее развитие связано с социальными факторами, но сама она может влиять на биологические (усиливать торможение, подавляя возбуждение, в том числе агрессивных тенденций).

С социальными факторами агрессивности связана совокупность свойств личности, имеющих отношение к соотношению значимости собственных интересов и интересов окружающих. Если более значимыми для личности являются интересы окружающих, то это обусловливает подверженность данной личности воздействию социальных норм, принятие ценностей группы. В таком случае агрессивные тенденции, как правило, подавляются, т.к. агрессия является в большинстве групп неприемлемой формой поведения. Если интересы окружающих для личности менее значимы, чем собственные, то затрата усилий на подавление агрессивных тенденций не кажется ей целесообразной, и в этом случае поведение личности в ситуации фрустрации будет агрессивным.

Кроме того, личностные свойства, формирующиеся под воздействием социальных факторов, определяют подверженность личности фрустрациям, в результате чего агрессивность может повышаться, т.к. постоянное торможение агрессивных тенденций невозможно.

Дифференциация типов агрессивного поведения сочетается с дифференциацией детерминирующих их факторов, иерархия которых определяет конкретные формы агрессивного поведения.

Биологические факторы, согласно корреляционному анализу, играют важную роль в формировании всех типов агрессивного поведения, а согласно факторному анализу, на скрытую и вербальную агрессию они оказывают наименьшее влияние. Вербальная имеет отношение, главным образом, к каузальной атрибуции (сочетание стиля воспитания, формирующего интернальность, с высокой склонностью к проекции).

Социальные факторы безусловно важны для всех типов агрессивного поведения, причем каждый вид агрессивности формируется на основе особого типа семейного воспитания.

Направленность и характер наибольшее воздействие оказывают на формирование общей, физической и скрытой агрессии. При этом, если для формирования общей и физической агрессивности необходимо преобладание индивидуалистической направленности, то для формирования скрытой – направленности на общение.

Далее: Выводы