Факторный анализ исследуемых параметров

Факторный анализ всей области данных выявил наличие 27 значимых факторов, 8 из которых имеют отношение к агрессивности. Для анализа и интерпретации были отобраны 5 факторов, в которые с относительно высокими весами вошли показатели агрессии. Содержание каждого из пяти факторов (выделенные переменные с максимальными факторными весами) представлено в таблице 3.12. Переменные, входящие в каждый из факторов, перечислены в порядке убывания их значимости для данного фактора.

Таблица 3.12

Результаты факторного анализа

Переменные, содержащиеся в факторе Корреляция
Фактор 1:
1 Позитивное глобальное самоотношение; 0,82
2 Самоуверенность; 0,78
3 Сила процесса возбуждения; 0,76
4 Подвижность нервных процессов; 0,75
5 Гипертимный тип акцентуации характера; 0,74
6 Аутосимпатия; 0,72
7 Склонность к аддиктивному поведению; 0,68
8 Склонность к преодолению норм и правил; 0,64
9 Отсутствие сензитивности; -0,62
10 Отсутствие фрустрации; -0,61
11 Отсутствие регрессии; -0,59
12 Самоуважение; 0,59
13 Отсутствие реактивного образования; -0,57
14 Склонность к делинквентному поведению; 0,56
15 Ожидание положительного отношения от других; 0,55
16 Наличие механизма отрицания; 0,56
17 Симбиоз и кооперация с родителями; 0,56
18 Низкий интеллект; -0,53
19 Выбор зеленого цвета; 0,50
20 Отсутствие скрытой агрессии; -0,47
21 Склонность к агрессии, направленной на себя; 0,49
22 Маскулинность; 0,44
23 Предпочтение ценностей «свобода», «смелость», «широта взглядов»; 0,44
24 Низкая значимость ценностей «жизненная мудрость», «ответственность»; -0,43
25 Отсутствие механизмов подавления, проекции и смещения; -0,41
26 Высокая сила процесса торможения; 0,40
27 Высокая склонность к физической агрессии; 0,36
28 Неустойчивый тип акцентуации характера; 0,38
29 Выраженная реакция эмансипации; 0,37
30 Отвержение фиолетового цвета. -0,33
Фактор 2.
1. Выбор ценности «непримиримость к недостаткам в себе и в других»; 0,65
2. Низкая значимость ценности «чуткость»; -0,62
3. Преобладание силы возбуждения над силой торможения; 0,61
4. Высокая значимость ценности «развлечения»; 0,61
5. Восприятие родителями как неудачника; 0,59
6. Высокая общая агрессивность; 0,55
7. Высокая значимость ценности «независимость»; 0,57
8. Низкий волевой контроль; 0,51
9. Высокая вербальная и физическая агрессия; 0,51
10. Высокая склонность к преодолению норм и правил; 0,50
11. Низкая значимость ценности «эффективность в делах»; -0,49
12. Низкая сила процесса торможения; -0,48
13. Низкая склонность к социальной желательности; -0,48
14. Отсутствие астеноневротичности; -0,47
15. Направленность на себя; 0,47
16. Высокая значимость ценностей «смелость в отстаивании своего мнения, взглядов» и «аккуратность»; 0,47
17. Низкая значимость ценностей «развитие», «счастье других», «широта взглядов» и «честность»; -0,43
18. Наличие механизма смещения; 0,44
19. Отсутствие направленности на других; -0,42
20. Склонность к аддиктивному поведению; 0,42
21. Низкая конформность; -0,42
22. Принятие со стороны родителей; 0,38
23. Отсутствие органической природы акцентуации; -0,38
24. Низкая значимость ценностей «терпимость», «наличие хороших и верных друзей»; -0,37
25. Высокая значимость ценности «материально обеспеченная жизнь»; 0,35
26. Высокий уровень скрытой агрессии; 0,34
27. Механизм проекции; 0,33
28. Низкая эпилептоидность. -0,33
Фактор 3.
1. Низкая значимость ценности «творчество»; -0,61
2. Высокая значимость ценности «исполнительность»; 0,57
3. Лабильный тип акцентуации характера; 0,56
4. Направленность на общение; 0,55
5. Высокая алкоголизация; 0,54
6. Циклоидный тип акцентуации характера; 0,49
7. Предпочтение коричневого цвета; 0,48
8. Неустойчивый тип акцентуации характера; 0,45
9. Высокая значимость ценностей «активная деятельная жизнь», «счастливая семейная жизнь» и «ответственность»; 0,44
10. Низкая значимость ценностей «терпимость», «красота природы и искусства», «свобода»; -0,42
11. Выраженность механизмов отрицания и проекции; 0,42
12. Высокая конформность; 0,39
13. Высокий уровень скрытой агрессии; 0,34
14. Эпилептоидный и конформный типы акцентуации характера; 0,39
15. Вербальная креативность; 0,36
16. Предпочтение синего цвета и отвержение черного. 0,36
Фактор 4.
1 Высокая вербальная агрессивность; 0,54
2 Невербальная креативность; 0,44
3 Низкая значимость ценностей «наличие хороших и верных друзей», «аккуратность», «жизнерадостность»; -0,41
4 Высокая значимость ценности «образованность»; 0,33
5 Высокий возраст; 0,36
6 Предпочтение коричневого цвета; 0,33
7 Деловая направленность и отсутствие направленности на себя. 0,33
Фактор 5.
1 Фемининность; 0,55
2 Низкая значимость ценности «жизнерадостность»; -0,50
3 Низкая склонность к агрессии, направленной на себя; -0,39
4 Высокая сила процесса торможения; 0,35
5 Преобладание процесса торможения над процессом возбуждения; -0,34
6 Предпочтение красного цвета; 0,34
7 Реакция компенсации. 0,33

При анализе факторов использовался материал, более полно представленный в приложении. Сопоставление факторных весов отдельных переменных привело к следующим обобщениям по поводу каждого из факторов.

Фактор 1. В первый фактор с максимальными факторными весами вошли шкалы открытой агрессивности и переменные, отражающие уровень самооценки, свойства нервных процессов и отношение к социальным нормам, что позволяет определить этот фактор как «активная самоуверенность со склонностью к асоциальному поведению» и противоположный ему «пассивная неуверенность со склонностью к подчинению социальным нормам». Данный фактор отражает тип личности со сложной комбинацией биологических, психологических и социальных факторов.  К биологическим особенностям данного типа относятся сила нервных процессов, приводящая к повышению активности, к психологическим – особая иерархия ценностных ориентаций (предпочтение свободы и смелости, отвержение ответственности), преобладание мотива самоутверждения (предпочтение зеленого цвета), сильная психологическая защита в виде отрицания и отсутствие механизмов подавления, проекции и смещения, к социальным – симбиоз и кооперация с родителями (демократический стиль воспитания). Противоположный тип личности обладает обратными характеристиками. Данные факторы обуславливают асоциальность поведения, пренебрежение социальными нормами, что приводит к повышению агрессивности, и наоборот, подчинение социальным нормам, приводящее к снижению агрессивности.

Фактор 2. Во второй фактор с максимальными факторными весами вошли все виды агрессии и переменные, отражающие особый тип направленности: направленность на себя и отсутствие направленности на других и соответствующую иерархию ценностных ориентаций (предпочтение ценности «непримиримость к недостаткам в себе и в других», «развлечения» и отвержение ценностей «чуткость», «счастье других»), неуравновешенность нервной системы в сторону возбуждения в сочетании со слабым волевым контролем и особый тип семейного воспитания, сочетающий принятие ребенка с восприятием его как неудачника. Противоположный тип содержит обратные характеристики. Содержание перечисленных переменных позволяет определить данные типы как «эгоистичный холерик со слабым волевым контролем», обладающий высокой агрессивностью, и «альтруистичный меланхолик с повышенным волевым контролем», обладающий низкой агрессивностью. Данные факторы обуславливают соотношение собственных интересов и интересов окружающих и наличие либо отсутствие чувства ответственности за свои поступки. К развитию агрессивности приводит сочетание холеричности и такого стиля воспитания, который формирует эгоизм и препятствует развитию воли.

Фактор 3. В третий фактор с высоким факторным весом вошла скрытая агрессивность, и вместе с ней особый тип направленности – направленность на общение при отсутствии показателей направленности на себя. Свойства нервной системы в число переменных данного фактора не вошли. Таким образом, главным фактором формирования скрытой агрессивности является значительное преобладание направленности на общение над направленностью на себя.

Фактор 4. Четвертый фактор связан с вербальной агрессивностью и отражает особый тип направленности личности – наличие деловой направленности при отсутствии направленности на себя. Стиль воспитания подобной личности связан с пониженным контролем, кроме того, вербальная агрессивность таких людей повышается с возрастом и связана с низким интеллектом. Вербальная агрессивность, таким образом, связана с самостоятельностью личности в сочетании с низким интеллектом. Подобные люди не понимают окружающих, для которых деловая направленность может быть не свойственна, а потому склонны осуждать их.

Фактор 5. Пятый фактор связан с агрессией, направленной на себя. Данный фактор обусловлен биологически (повышенная склонность к аутоагрессии сочетается со слабостью процесса торможения и преобладанием силы возбуждения над силой торможения) и социально (направленность на общение). Кроме того, для таких людей характерна высокая значимость ценности «жизнерадостность» и ценностей, связанных с самоактуализацией при отвержении ценности «здоровье», отсутствие реакции компенсации (наиболее конструктивного механизма психологической защиты) и наличие подавления, регрессии и смещения. Стиль родительского воспитания характеризуется принятием. Данные переменные отражают склонность человека к отчаянью, в результате чего повышается аутоагрессивность.

Таким образом, факторный анализ позволяет сделать вывод, что каждая из индивидуальных форм проявления агрессивных тенденций обусловлена уникальным комплексом причин, свойственных только данной форме агрессии (исключение составляет физическая агрессия, которая в чистом виде не вошла в состав ни одного из факторов). При этом для каждого вида агрессии значимость биологических, социальных и индивидуальных детерминант различна.

Далее: Интерпретация результатов исследования