Методологическая часть

Требования к содержанию и структуре методологической части дипломной работы по психологии различаются не только в разных вузах, но и на разных кафедрах одного и того же вуза и даже у разных научных руководителей одной и той же кафедры. Иногда наличие методологической главы и вовсе не требуется. Поэтому по поводу наличия, содержания и структуры методологической главы обязательно нужно проконсультироваться с научным руководителем, ознакомиться с соответствующими рекомендациями в методических пособиях на кафедре и т.д.

Представленную далее информацию следует рассматривать не как инструкцию к написанию методологической главы дипломной работы по психологии, а как пример ее составления.

Структура методологической главы дипломной работы по психологии может быть такой:

  1. Программа эмпирического исследования
  2. Методологические основы исследования
  3. Методики и методы исследования
  4. Характеристика выборки

Рассмотрим каждый из перечисленных пунктов более подробно.

1. Программа эмпирического исследования. Этот пункт методологической главы по отношению к эмпирическому исследованию представляет собой то же самое, что и введение — по отношению ко всей работе. Здесь необходимо указать цель, задачи и гипотезы эмпирического исследования. Более подробно об этом можно почитать в разделе «Введение».

2. Методологические основы исследования. Здесь необходимо перечислить и кратко описать основные методологические принципы, заложенные в основу эмпирического исследования. Достаточно перечислить 2-3 принципа общей и 2-3 принципа специальной методологии, подобрав наиболее подходящие к логике исследования методологические принципы.

Описание методологических принципов должно включать название принципа, его общее описание (1-2 предложения) и его проявление в данной конкретной теме (1-2 предложения).

Написание данного пункта часто вызывает у студентов затруднения в описании принципов и их отношения к теме дипломной работы.

К сожалению, методологические принципы не слишком широко освещены в литературе, поэтому для описания принципов лучше всего воспользоваться собственными конспектами лекций. К тому же большинство преподавателей рассказывают о методологических принципах не одним и тем же заученным текстом каждой группе студентов из года в год, а разными словами. Поэтому даже дословное перепечатывание описания методологических принципов из конспекта лекций в текст дипломной работы обеспечит безболезненное прохождение «антиплагиата».

При отсутствии конспектов Вы можете воспользоваться общей информацией о методологических принципах психологической науки в разделе «Шпаргалки» данного сайта.

Что касается отношения подобранных принципов к выбранной теме, достаточно своими словами описать, почему Вы считаете подходящими к Вашей теме именно эти принципы, а не какие-либо другие.

3. Методики и методы исследования. Этот пункт методологической главы — самый простой. Здесь нужно только написать вводную фразу и перечислить методики, выбранные для исследования, с их кратким описанием, а также методы математической обработки первичных результатов исследования.

Вводная фраза может быть, например, такой:

В соответствии с целью и задачами работы для эмпирического исследования (такой-то темы) были подобраны следующие психодиагностические методики.

Описание методик почти всегда присутствует в источниках. Однако нецелесообразно просто копировать описания: если работа будет проверятся программой «антиплагиат», то скопированные описания плохо повлияют на результат проверки. Лучше перефразировать описания методик своими словами.

Описания методик не должны быть ни слишком краткими, ни слишком подробными. Для описания каждой методики можно воспользоваться следующим планом:

  • Что измеряет данная методика;
  • Когда и кем была разработана методика (если используется адаптированный вариант, то также необходимо указать, когда и кем была адптирована методика);
  • Из чего состоит стимульный материал (количество вопросов, утверждений, рисунков и т.д.);
  • Какая задача ставится перед испытуемым (выбрать один из предложенных вариантов ответа, указать, является ли каждое из утверждений истинным или ложным по отношению к нему, и т.д.);
  • Каким образом осуществляется обработка результатов обследования (в большинстве случаев бывает достаточно написать, что обработка осуществляется в соответствии с ключом путем начисления баллов по таким-то шкалам);
  • Шкалы методики и их краткое описание (обычно достаточно 1-3 предложений о каждой шкале);
  • Нормативы и интерпретация результатов (чаще всего необходимо указать, какие значения по шкалам считаются низкими, средними и высокими).

Подробного описания методов математической (как правило, статистической) обработки первичных результатов эмпирического исследования не требуется. Достаточно просто перечислить, какие именно методы использовались и в каких компьютерных программах непосредственно осуществлялась обработка.

4. Характеристика выборки. Этот пункт методологической главы не получится написать раньше, чем будет окончен непосредственно опрос испытуемых. Здесь необходимо указать простейшую статистику социально-демографических характеристик тех, кто принял участие в исследовании. Эта информация, как правило, берется из заполненных бланков для ответов.

В готовом виде начало текста данного пункта может выглядеть примерно так:

Эмпирическое исследование такой-то темы было проведено там-то тогда-то. В исследовании приняли участие столько-то испытуемых, в том числе столько-то (такой-то процент от объема выборки) мужского пола и столько-то (процент) — женского. Возраст испытуемых варьировал в диапазоне от стольких-то до стольких-то лет, средний возраст по выборке такой-то.

Далее можно таким же образом указать сведения об образовании, семейном положении и других социально-демографических характеристиках, которые фиксировались во время опроса.

После этого делается вывод о репрезентативности изучаемой выборки.

Если в исследовании принимали участие две или несколько заранее заданных групп испытуемых, то каждую группу необходимо описывать в отдельности. Если же выборка разделяется на группы на основании результатов исследования, то вся информация о группах излагается уже в эмпирической главе.

Дорогие студенты! Если у вас не получается самостоятельно написать методологическую главу дипломной работы, вы можете ее заказать у опытного автора.