Статистический анализ различий

Статистический анализ различий — это математический метод оценки достоверности различий по одному и тому же параметру между двумя выборками испытуемых, реже — анализа динамики показателей по одному и тому же признаку, измеренному дважды на одной и той же выборке через определенный промежуток времени.

Сравнение двух выборок. Чаще всего в психологических исследованиях статистический анализ различий применяется тогда, когда нужно сравнить две группы испытуемых: мужчин и женщин, мальчиков и девочек, представителей цветущего и увядающего поколений, технарей и гуманитариев, трактористов и саперов, контрольную и экспериментальную группу и т.д. Это основной метод математической обработки в гендерных исследованиях.

Рассмотрим сущность статистического анализа различий на простом примере.

Допустим, перед вами стоит задача: сравнить успеваемость учеников 7 «А» и 7 «Б» класса. Вы вычислили средние показатели успеваемости в обоих классах и выяснили, что средний балл в «А»-классе — 3,9, а в «Б»-классе — 4,1. И тут вы чешете затылок и думаете: вроде бы во втором случае средний балл выше, и напрашивается вывод, что успеваемость лучше в «Б»-классе. Но с другой стороны, в обоих классах средний балл почти равен 4, то есть вроде выходит, что дети в обоих классах учатся в среднем на «хорошо», и успеваемость у них примерно одинаковая. Так какой же вывод сделать: успеваемость учеников в изучаемых классах разная или все-таки примерно одинаковая?

Вот для этого и нужен статистический анализ различий: он позволяет определить точно, достоверны различия между двумя группами испытуемых или нет.

Статистический анализ различий в одной выборке. Этот метод чаще всего используется в лонгитюдных исследованиях, направленных, как правило, на диагностику значимости влияния того или иного фактора на выборку.

Например, если нужно оценить эффективность вновь разработанной программы психокоррекционного воздействия на психическое состояние, то берут подходящих испытуемых, диагностируют их психологическое состояние до коррекции, проводят программу, и затем снова диагностируют их психологическое состояние после коррекции. После этого осуществляют статистический анализ различий показателей в первом и втором измерениях (до и после коррекции). Если результаты анализа показывают достоверные различия, то делают вывод об эффективности разработанной психокоррекционной программы.

Алгоритм выполнения статистического анализа различий

  1. Проверка «нормальности» распределения
  2. Подбор критерия для статистического анализа различий
  3. Выполнение расчетов по выбранному критерию
  4. Интерпретация результатов